«Зима 2025»

Способы взаимодействия учителя – логопеда, учителей начальных классов и учителей музыки

Способы взаимодействия учителя – логопеда, учителей начальных классов и учителей музыки

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Выступление

на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР



Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда, учителей начальных классов и учителей музыки"

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.


Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональ-ную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.


Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запомина-ния и воспроизведения речевого и двигательного материала.


Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по трём направлениям:

диагностическое;

коррекционно-развивающее;

информационно-консультативное.


Осуществляя свою работу логопед и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;

  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

  • уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

Логопед и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.



Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы должны быть чётко разграничены. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.


Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные


Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство кол-лективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:


Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;

  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

  • обучение умению связно выражать свои мысли;

  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

  • развитие психологической базы речи;

  • совершенствование мелкой моторики;

  • логопедизация занятий и режимных моментов.



Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;

  • оптико-пространственных представлений;

  • зрительной ориентировки на собеседника;

  • координации движений;

  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.


Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;

  • орального праксиса;

  • просодики;

  • фонематического слуха.


Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
















Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

  2. Журнал взаимодействия.

  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

  8. Совместное проведение мероприятий и интегрированных занятий с детьми ОВЗ.


Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, логораспевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм.  Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:


Педагогические задачи

Учитель - логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры.


Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на дыхание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. логораспевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба



Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустикоартикуляционного образа звука.

Использование логораспевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата

( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием.

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинативного, предикативного словаря.

Развитие связной речи

Развитие у ребенка желания говорить. Формирование навыков составления диалога Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее