«Зима 2025»

Стихотворные размеры.

Размеры стихосложения в русской поэзии. 6 класс

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Стихотворные размеры 6 класс

Стихотворные размеры

6 класс

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.
  • В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского.
  • Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.
Силлабо-тонические формы  ДВУСЛОЖНЫЙ трёхсложный
  • Силлабо-тонические формы

  • ДВУСЛОЖНЫЙ трёхсложный

ДАКТИЛЬ

АМФИБРАХИЙ

АНАПЕСТ

ХОРЕЙ

ЯМБ

ЛОГАЭД

ДОЛЬНИК

ЧЕТЫРЁХСЛОЖНЫЙ

пеон

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер , освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
  • Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер , освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов.
  • Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
Двусложные размеры  Хорей  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог. _/_ Чаще всего хорей используется для передачи экспрессии и мелодичности. Данный размер широко используется в танцевальных и хороводных песнях . О бла/ к о м  во/ лн и стым/  П ы ль  вста/ ё т  вда/ л и ... (А.А.Фет)

Двусложные размеры

Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог. _/_

Чаще всего хорей используется для передачи экспрессии и мелодичности.

Данный размер широко используется в танцевальных и хороводных песнях .

О бла/ к о м  во/ лн и стым/ П ы ль  вста/ ё т  вда/ л и ... (А.А.Фет)

Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.  _ _/ Чаще всего ямб используется для передачи лёгкости, веселья, радости. Звучит энергично и громко-торжественно. По д о / му бр о / дит пр и / вид е / нье, Весь д е нь/ шаг и / над г о / лов о й/...  (Б.Л.Пастернак)
  • Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.
  • _ _/
  • Чаще всего ямб используется для передачи лёгкости, веселья, радости. Звучит энергично и громко-торжественно.
  • По д о / му бр о / дит пр и / вид е / нье,
  • Весь д е нь/ шаг и / над г о / лов о й/...
  • (Б.Л.Пастернак)
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису. _/ _ _ Чаще всего дактиль используется для передачи грусти, напевности. Можно сравнить с колыбельной.
  • ТРЕХСЛОЖНЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
  • Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец».
  • В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису. _/ _ _
  • Чаще всего дактиль используется для передачи грусти, напевности. Можно сравнить с колыбельной.
Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине.  _ _/ _ Очень гибкий; размер для спокойного повествования, т.к. напоминает плавную разговорную речь, размышление. На с Е вере д И ком сто И т один О ко На г О лой верш И не сосн А И др Е млет, кач А ясь, и сн Е гом сып У чим Од Е та, как р И зой, он А .  М.Ю. Лермонтов
  • Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине.
  • _ _/ _
  • Очень гибкий; размер для спокойного повествования, т.к. напоминает плавную разговорную речь, размышление.
  • На с Е вере д И ком сто И т один О ко
  • На г О лой верш И не сосн А
  • И др Е млет, кач А ясь, и сн Е гом сып У чим
  • Од Е та, как р И зой, он А .
  • М.Ю. Лермонтов
Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад) - трехсложный размер, в котором ударение падает на третий слог. _ _ _/  Заряд бодрости, возвеличивания. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам.
  • Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад) - трехсложный размер, в котором ударение падает на третий слог.

_ _ _/

  • Заряд бодрости, возвеличивания.
  • Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам.
Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон. Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера. Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
  • Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.
  • Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.
  • Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
Чтобы определить размер стиха, нужно: 1. Подчеркнуть гласные буквы. 2. Произнести строку нараспев и расставить ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги. 3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест. 4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |. Лайфхак: Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно слово: ДАМА  Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог,  А - анапест, значит ударение на третий.
  • Чтобы определить размер стиха, нужно:
  • 1. Подчеркнуть гласные буквы.
  • 2. Произнести строку нараспев и расставить ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  • 3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:
  • а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;
  • б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  • 4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
  • Лайфхак: Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно слово: ДАМА
  • Д - дактиль, значит ударение на первый слог,
  • АМ - амфибрахий на второй слог,
  • А - анапест, значит ударение на третий.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Нарисуйте схему стихотворного размера: Ямб Дактиль Хорей 2. Нарисуйте схему и определите размер стиха: Анапест Амфибрахий Слава тебе, поднебесный  Радостный краткий покой!  Солнечный блеск твой чудесный  С нашей играет рекой (Н.Рубцов) Спон Пиррихии дей

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1. Нарисуйте схему стихотворного размера:

Ямб

Дактиль

Хорей

2. Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Анапест

Амфибрахий

Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой (Н.Рубцов)

Спон

Пиррихии

дей

3. Нарисуйте схему и определите размер стиха: Закружилась листва золотая 4.Нарисуйте схему и определите размер стиха: В розоватой воде на пруду, В полном разгаре страда деревенская… 5.Нарисуйте схему и определите размер стиха: Словно бабочек лёгкая  стая Душой весны природа ожила, Доля ты! – русская долюшка женская! С замираньем летит на звезду. Вряд ли труднее сыскать.(Н.Некрасов) И блещет всё в торжественном покое: Лазурь небес, и море голубое, И дивная гробница, и скала! (Ф.Тютчев)

3. Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Закружилась листва золотая

4.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

В розоватой воде на пруду,

В полном разгаре страда деревенская…

5.Нарисуйте схему и определите размер стиха:

Словно бабочек лёгкая  стая

Душой весны природа ожила,

Доля ты! – русская долюшка женская!

С замираньем летит на звезду.

Вряд ли труднее сыскать.(Н.Некрасов)

И блещет всё в торжественном покое:

Лазурь небес, и море голубое,

И дивная гробница, и скала! (Ф.Тютчев)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее