«Зима 2025»

«Тема страдания в музыке конца ХХ века. Э.Л. Уэббер «Иисус Христос-суперзвезда».

Цели: Провести параллель Бах-Лобос-Уэббер.

Задачи:

- обучающая – подчеркнуть искренность, эмоциональную открытость музыкальных образов рок-оперы.

- развивающая – рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки).

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ПЛАН

проведения урока по

Музыке

(наименование учебной дисциплины)

с 8 классом



Тема: №7. Тема страдания в музыке конца ХХ века. Э.Л. Уэббер «Иисус Христос-суперзвезда».



Цели: Провести параллель Бах-Лобос-Уэббер.



Задачи:

- обучающая – подчеркнуть искренность, эмоциональную открытость музыкальных образов рок-оперы.

- развивающая – рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки).

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

Учитель. Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Предлагаю вам послушать музыку и определить – к какому жанру относится эта музыка.

Звучит начало песни «Суперстар».

- К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

(Эту музыку можно отнести к одному из жанров современной музыки)

-К какому направлению современной музыки можно отнести песню, которая сейчас прозвучала?

(Сейчас звучала рок-музыка)

Мы слушали музыку из рок-оперы.



Тема нашего урока: Тема страдания в музыке конца ХХ века. Э.Л. Уэббер «Иисус Христос-суперзвезда».

Появлением рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу.



Эндрю Ллойд Уэббер – современный английский композитор, сегодня на уроке будет звучать его музыка.

-Вспоминаем, что обозначает слово либретто?

(Либретто – это литературная основа оперы. В переводе с итальянского языка слово либретто означает книжечка. Без либретто композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается литературное изложение сюжета оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)



В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.



- Что такое Евангелие?



(Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа)



Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - это произведение, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра в музыке.



Первая постановка рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году и стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.



Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века.

Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.

Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар» (что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии.

Разучить с учащимися основные интонации песни «Суперстар».



Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок-оперы. Послушайте известный хит 20-го века – песню «Суперстар» из рок-оперы Уэббера.



Показ первого видеофрагмента из рок-оперы.

-Каков характер этой песни?

-Какие черты современной музыки слышны в этой песне?

-Какие чувства показываются в песне?



Вывод. Песня «Суперзвезда» имеет запоминающуюся мелодию. Музыка несет заряд энергии, радостного возбуждения благодаря упругим ритмам, яркой мажорной окраске, чередованию голоса солиста с хоровыми репликами.



Знакомство с увертюрой из рок-оперы.

Мы познакомились с песней из рок-оперы. Вслушаемся ещё раз в это жанровое определение – рок-опера. В этом словосочетании ощущается соединение истории и современности. Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века, этому жанру ещё нет и сорока лет.

Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Принято считать, что рок-опера – это опера, написанная сугубо языком рок-музыки. На самом же деле это далеко не так. Рок действительно многое определяет в этом жанре, является важнейшим, цементирующим музыкальное развитие оперы. Важнейшим, но не единственным!

Так, в опере «Иисус Христос – суперзвезда» часто звучит музыка, восходящая своими истоками к великому Баху.

- Какое музыкальное произведение И.С. Баха раскрывает евангельские события?



(«Страсти по Матфею»)

-К какому жанру музыки относятся баховские «Страсти по Матфею»?

(Вокально-инструментальный жанр музыки)

-Что обозначает название «Страсти по Матфею»?

(«Страсти по Матфею» означает, что в основу произведения положен евангельский рассказ апостола Матфея о страданиях и смерти Иисуса Христа.)

Евангельские образы невольно связываются в нашем представлении с баховскими «Страстями по Матфею». Это знали и учитывали авторы рок-оперы.

Чтобы написать рок-оперу надо знать правила по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене. (Приложение 3, слайд 5)



Об увертюре можно сказать и так: это оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.



Сегодня мы познакомимся с увертюрой к рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».



Послушайте начало увертюры, определите общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее в рок-опере.



Слушание 1-го раздела увертюры.

-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?

(Тревожно, мрачно, напряженно)

Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.

В увертюре к рок-опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.

Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.

-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры?

(Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)

-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?

(Медные и ударные)

В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли.



Слушание 3-го раздела увертюры.

На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода).



Послушайте этот раздел.

1-е слушание 4-го раздела увертюры.



-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры?

(Здесь звучит знакомая нам тема песни «Суперстар»)



Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.

-Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?

(Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок-опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.)

Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».

Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Мы познакомились с увертюрой рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», условно выделив четыре раздела для того, чтобы лучше понять музыку увертюры.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из кинофильма, снятого по сюжету рок-оперы, в котором звучит увертюра целиком.

Показ второго видеофрагмента.

Итог.

-На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра?

(Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.)

- Заполнение таблицы.

4. Итог урока.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия: репродукции картин Да Винчи «Тайная вечеря», С.Дали «Распятие»; слуховая наглядность: рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее