Томирис(Тахмира) – Арийская царица ираноязыцных массагетов
В древности саки, принадлежащие к древним племенам Арии, жили на территориях от реки Дунай на западе до Уральских гор на востоке, и от Талии, расположенной на юге Каспийского моря, до бескрайнего моря на севере. Саки включали в себя множество родственных племен, одним из которых были массагеты. Слово Μассагет (Μασσᾰγέται, лат. массагеты) — название, которым древние авторы называли полукочевые ираноязычные народы, поселившиеся на территории Скифии. Опираясь на своих современников, Геродот пишет, что массагеты — одно из скифских племен. В современной научной литературе подчеркивается, что Геродот упоминает массагетов как одно из племен иранского происхождения с точными историческими фактами и их культурными связями с ираноязычными,исседонскимии савроматскими племенами. Вслед за Плинием Геродот пишет: - Говорят, что массагеты сильное племя" и живут они на востоке по ту сторону реки Аракс, лицом к исседонам. Таким образом, массагеты господствуют на большей части равнины побережья Каспийского моря. По Геродоту, район проживания массагетов находится вблизи реки Аракс. По словам Геродота, на востоке «река Араз начинается на востоке в стране матиенов 40 истоками, но один из них протекает через болото. Когда Страбон описывает регион Кавказа, он пишет с неуверенностью, находя сведения Геродота:
- Согласно Геродоту, Араз ведет свое происхождение от страны матиенов с 40 ответвлениями, а значит, массагеты были соседями Каппадокии . Страбон снова говорит: - "По словам Эротесфи, арахоты и массагеты живут вместе с бактрийцами, а другие родственные им ираноязычные племена живут к западу от них, по направлению к устью Окса. Следуя этой версии, Деланос говорит, что массагеты и тахмиры жили на западном побережье Каспийского моря, которое в древности было кавказско-скифским царством Ишгузия. назывался Позже их стали называть массагетами, потому что на этой территории было основано королевство Маскат. Учитывая, что инцидент произошел на территории Азербайджана, уместно уточнить, где проживают массагетские племена. Определение территории, заселенной массагетами, до сих пор вызывает споры. Ряд исследователей указывает, что территория, населенная массагетскими племенами, расположена между Каспийским и Аральским морями. Хотя упоминается о распространении массагетов в юго-восточном регионе Азербайджана, ссылаясь на источники поздней античности и раннего средневековья, это поселение было основано в до н.э. Они относятся к периоду после I в. Содержащиеся в научно-массовой литературе мнения о распространении массагетов на территории Азербайджана еще до указанной даты не воспринимаются научной общественностью всерьез, так как недостаточно научно обоснованы. Массагеты до н.э. Территория, которую они заселили в середине I тысячелетия, описывается в произведении Геродота так: - "Они (т.е. массагеты) живут на востоке, на стороне восхода солнца, за рекой Аракс". С подобным выражением мы встречаемся в сочинении «Описание Земли» автора II века Дионисия Перьегета: — «
.... на востоке, против ревущего Аракса, живут массагеты». Считается, что Геродот перепутал под названием «Аракс» три разные реки — Волгу, Амударью и нынешний Араз. Это обосновывается тем, что описание «Аракса» в его произведении не соответствует конкретной реке. С другой стороны, использование Геродотом слова «говорят», говоря о массагетах, дает основание предполагать, что его сведения, в том числе сведения о реке Араз, были получены из разных устных источников. Геродот пишет о реке «Аракс»: «Река Аракс вытекает из [страны] матиенов... Один из рукавов Аракса течет по открытым местам в Каспийское море». В другом месте произведения он описывает «Аракс» как «реку, текущую к солнцу». Принимая это во внимание, можно сказать, что из трех упомянутых рек только река Араз течет к восходу солнца и впадает в Каспийское море. Потому что Волга течет с севера на юг, а Амударья течет от восхода до заката. Поэтому отсюда можно сделать вывод, что представление о том, что упомянутая река в стране Тахмира есть Амударья или Волга, и представление о том, что страна массагетов находится в Средней Азии, далеко от истины и не имеет научной основы. Представляется невозможным, чтобы граница между государством Ахеменидов и страной массагетов проходила по Волге, потому что эта река впадает в Каспий с севера. Географическое положение Араза совпадает с геродотовским «Араксом», который берет свое начало от «матиенс (страна)» и заканчивается в верховьях Каспия, и недаром в одном и том же контексте трижды упоминаются Кавказские горы и их обитатели. . Считается, что сведения Геродота об Аразе происходят от Гекатея Милетского. Гекатей пишет, что земля матиенов «простирается от земли гордиев до земли мошек». Интересно, что реку Хабур, берущую начало в стране Матиена, Ксенофонт называл Араксом.
Страбон имел в виду именно эту реку, когда сказал «Аракс, вытекающий из Анатолии». В отличие от этого, по Страбону, был известен и другой «Аракс», исток которого «начался из Анатолии», и этот «аракский» исток следует отождествлять с нынешним Аразом, который начинался с хребта Бингёль на северо-востоке Турции и впадает в Каспийское море. Во времена Геродота «земля матиенов» входила в состав XVII сатрапии государства Ахеменидов (поскольку территория этой сатрапии на востоке граничила с озером Урмия, гидроним античные авторы называли «озеро Матиена») , где наряду с матиенами жили алародийцы и сасперы. Конечно, массагеты, никогда не подчинявшиеся Ахеменидам, не могут быть охарактеризованы в этой сатрапии, где протекает река «Аракс»-Хабур. Также в это время река Араз текла на юго-восток по территории современного Имишлинского района через территорию Билясуварского района, пересекала современный Масаллинский район и вытекала из приграничных районов Нефтчалинского и Лянкяранского районов в Каспийское море, и его до сих пор называют в народе «старой рекой Араз». На пути из Лянкярани в Баку этот старый ручей наблюдается в местности под названием Шорсулу Сальянского района. Если это так, то местность, где сражались Тахмира и ахеменидский правитель Кир II, находилась где-то на территории нынешних Масаллинского и Лерикского районов Талышской области. Этническая принадлежность массагетов остается предметом споров, но большинство историков считают их ираноязычным племенем арийского происхождения. Мнения, высказанные по этому поводу, не принимаются однозначно, так как в основном основаны на противоречивых сведениях древних авторов. Поскольку их материальные следы не отождествляются с конкретной археологической культурой, решение вопроса еще более усложнилось. Многие исследователи считают массагетов племенем скифского происхождения, и главная причина этого в том, что античные авторы, такие как Юстин, Полиен, Фронтин, считали Тахмиру правительницей скифов. Имена собственные и топонимы у массагетов в целом имели иранское происхождение, и об этом неоднократно упоминали все античные авторы.
Например, имя Томириса было Тахмира,ее муж Рустам, ее отца Фаргап, ее любовника Бахтияр, ее тестя звали Губад, а ее невестку звали Шабранг, и все это были имена иранского происхождения. Однако в древнегреческих источниках эти имена произносились как Тахмира - Томирис, Рустам - Ротсмтахм, Фаргап-Спаргапис, Бахтияр - Бактрис, а Губад - как Ковадес по греческому языку. Учитывая это, можно сказать, что сам Тахмира был арийской царицей ираноязыцных массагетов и говорил на одном из мертвых языках, входящих в северо-западную подгруппу иранских языков, а страна, в которой они жили, была нынешним талышским ареалом. Существование места под названием «Кири кишта выра» в Лерикском районе Талышского региона, близ села Нода республики Азербайджан. А также свидетельствует о том, что массагеты имеют такое же происхождение как и население, проживающее в нынешнем Бузеире Лерикского района Талышского региона республики Азербайджан. Потому что народ, проживающий в Бузеире Лерикского района, по своим обычаям и этническому составу совсем не отличается от массагетов, наоборот, очень близки. В произведениях античных писателей уместно рассмотреть два факта, «указывающих» на связь массагетов со скифами. Первые из них, по словам Геродота, «по одежде и образу жизни массагеты сходны со скифами». Во-вторых, согласно труду Страбона «География», «харазмийцы входили в состав скифов и массагетов». И Геродот, и Страбон сомневались в идентичности массагетов и скифов. Сходство в образе жизни разных этнических групп, проживающих в одной географической среде, следует считать нормальным явлением. Скифы, известные и упоминаемые Геродотом, последовали за киммерийцами через Кавказ и вошли в Маду, а скифы, в свою очередь, под давлением массагетов переселились в Восточную Азию. Представляется, что и киммерийцы, и скифы распространились в Переднюю Азию одним и тем же путем и по одной и той же причине, и нет сомнения, что этот путь проходил через Кавказ. Потому что нет никаких доказательств того, что киммерийцы когда-либо жили в Средней Азии. Сравнительный анализ данных источников также показывает, что кавказские переправы, расположенные на путях киммерийских и скифских походов во времени до н.э. Не позднее начала VI века она стала ареалом распространения нового общества - массагетов. Говоря о Кавказе, Помпони Мела упоминает наряду с кадуцеем массагетов. Комментируя события, происходившие в 135-136 гг., Дион Касси вспоминает албанцев, которые «начали с массагетов чеснока». Но Марцеллин также отмечал, что страна массагетов находилась по соседству с албанцами. Глядя на социально-политический ландшафт региона до того, как Кир II воевал с Тахмирой на берегах реки Араз, еще раз становится ясно, что география проживания массагетов не находилась за пределами Азербайджана. Это доказано военными действиями против ряда стран во время 20-летнего правления Кира II. Политическая обстановка накануне решающей битвы и военно-стратегические меры, предпринятые Киром II для успешного завершения военных действий, дают основание говорить о том, что массагетское общество во главе с Тахмирой обосновалось не в Средней Азии, а на Южном Кавказе. Сведения Геродота, Ктесия и Ксенофонта показывают, что после вторжения в Лидию в до н. э. В течение 545-539 годов Кир II завоевал важные политические центры Средней Азии - Бактрию, Маргиану, Хорезм, Саттагидию, Арею, Дрангиану, Гедросию, Арахозию и Вавилонию. С логической точки зрения массагеты, как и жители обширной среднеазиатской географии, родились в до н.э. Им пришлось подчиняться правлению Ахеменидов до 539 г., и лишь позднее их неповиновение могло побудить Кира II к новым военным действиям.
Однако во всех источниках подчеркивается, что массагеты не вошли в состав империи Ахеменидов и сохранили свою независимость. Согласно Геродоту, решающие сражения произошли по предложению Тахмиры в равнинной местности, расположенной в 3 днях севернее Араза. Однако ахеменидская знать выступала за проведение битвы в пределах империи. В то время, поскольку вода Араза была густой, а русло глубоким, ахеменидские войска могли переправиться через реку, создав мост (плот) из кораблей в соответствии с тактическим замыслом Креза. Но на этом работа не закончилась, нужно было еще 3 дня пути, чтобы добраться до поля боя. Одним из важных факторов, ограничивавших развертывание ахеменидской армии на вражеской территории, было, без сомнения, полное отсутствие провизии, т. е. продовольствия и технических средств за счет местного населения. Здесь раскрывается эффективность военно-стратегического плана, избранного Тахмирой. Цель состояла в том, чтобы утомить армию Ахеменидов, подстрекая ее к тяжелым маневрам и тем самым ослабив ее боеспособность. Судя по всему, трехдневный маршрут, входивший в этот план, проходил по «извилистым» засушливым районам, вдали от населенных пунктов. Учитывая, что в таких тяжелых условиях армия могла пройти за день 35–40 км, можно сказать, что решающее сражение между сторонами произошло примерно в 110–120 км севернее Араза. Также, если учесть, что Араз впадал в Каспийское море на своем старом месте, то это место находится на побережье Каспийского моря с нынешним Масаллинским районом. Военные действия завершились полной победой массагетов. Геродот описал победу Тахмиры над врагом, сняв голову Кира II, убитого на поле боя, и положив ее в наполненный кровью мешок: - «Я выжил и победил тебя в бою. И вы поймали моего сына обманом, и поэтому я залью вас кровью, как и угрожал». Победа массагетов была рождена любовью Тахмиры к родине, преданностью его руке и желанием не подчиняться врагу. В то же время эта победа нанесла тяжелый удар по международной репутации и имперским притязаниям государства Ахеменидов, за короткое время покорившего несколько стран. Победа массагетов над Киром II также вошла в историческую традицию кавказских народов и впиталась в память поколений. Имя «Томирис», ставшее символом героизма, и такие имена, как Тахмраз, Теймураз, Тахмез, Тамара, имеющие с ним то же значение, до сих пор распространяются на Кавказе. По свидетельству Геродота, Кир задумал кампанию против массагетов с целью обезопасить северо-восточные рубежи своей державы. Несмотря на первоначальную победу, поход Кира на массагетов стал для него роковым. В жестокой битве пало почти всё персидское войско, вместе с ним погиб и царь Кир. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти его тело и окунула его голову в винный мех, наполненный кровью, таким образом предлагая ему утолить ненасытную жажду крови[70]. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), некоторые из исследователей считают этот эпизод недостоверным. Так, по мнению Бероса, Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне.
Ктесий сообщает о войне с дербиками (кажется, на границах Индии), и опять-таки не обходится без легенд, совершенно отличных от приведённых Геродотом[72]. Во всяком случае, место смерти Кира везде указывается на крайних пределах государства, вероятно требовавших особенного наблюдения и поставивших престарелого царя перед необходимостью лично вести войну. Видимо, Кир погиб в самом начале августа; во всяком случае, к концу августа 530 года до н. э. весть о гибели Кира дошла до далёкой Вавилонии.
Царствовал Кир 29 лет и погребён в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи. Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный персидско-эламо-вавилонский текст — «Я — Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристобула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности.
Во времена анархии, наступившей во время похода Александра в Индию, гробница была разграблена, но македонский завоеватель, вернувшись, казнил грабителей. Впрочем, они не нашли в ней почти никаких ценностей, и Александр удивлялся скромности, с которой был похоронен столь великий завоеватель.
Цари массагетов.
Генеалогическая правителей скифских династий Кавказа и Причерноморья:
Ишпакай (Спако)
Пурдад (Партатуа) (670-640)
Фаргап (Спаргапис) - (650-610)
Мади (Мади) - (640-610) Лик (610-580)
Ниукар (Нукарес) - (595-580) Гур (Гур) - (580-550) Дармак (Тар-Мукара) (580-550) Савали (550-520) Вога (Вукас) – (550-520)
По роману:
Ишпакай (Спако) – (? – 670)
Пурдад (Партатуа) - (670-640)
Мади (640-610)
Фаргаб (Спаргапис) – (610-570)
Тахмира (Томирис) – (570-520)
Литература
1.Franz Altheim, Ruth Stiehlrude. Zweites buch. Ostiran bis auf Alexander den grossen // Geschichte Mittelasiens Im Altertum (нем.) / János Harmatta, Dieter Harnack. — Berlin: Walter de Gruyter, 1970. — S. 127—8. — 811 S. — ISBN 978-3-11-086547-9. Архивная копия от 5 апреля 2022 на Wayback Machine
2.Геродот. История. I, 205
3. Доватур, 1982, с. 87.
4.Перейти обратно:1 2 Иордан. О происхождении и деяниях гетов, 61
5. Филострат Старший. Рассказ о героях. V, 3
6. Доватур, 1982, с. 188.
7. О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. р. 110 f.; Струве. Этюды, с.60; Руденко. Горноалтайские находки, с. 16 и след.; Смирнов К. Ф.. Савроматы, с.277 и след.; Толстов. Итина, с. 173 и след.; Смирнов А. П.. Скифы, с.88 и след.; Вишневская. Итина, с.207 и след.; Kothe. Herkunft, S. 22 f.; Дандамаев. Поход Дария, с. 180; Пьянков. Саки, с. 17; Он же, Массагеты, с.67; Вишневская. Культура, с.60 и след., 100 и след., 127 и след.
8. Мурзин В. Ю. «Стрела и меч знакомы девам стали…» // Мелитопольский краеведческий журнал. — 2017. — № 9. — С. 34—39.
9. The Origin And Deeds Of The Goths. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 20 ноября 2009 года.
10. Геродот. История. I, 211
11.Перейти обратно:1 2 3 Доватур, 1982, с. 91.
12.Перейти обратно:1 2 Геродот. История. I, 213
13. Herodotus: Queen Tomyris of the Massagetai and the Defeat of the Persians under Cyrus Архивная копия от 28 июня 2011 на Wayback Machine.
14.Перейти обратно:1 2 3 4 Геродот. История. I, 214
15. Mayor, pp. 157-9.
16. More Women Rulers. // Women in World History Curriculum Архивная копия от 22 июля 2012 на Wayback Machine.
17. Беросс. Вавилонская история (фрагменты), F11. Дата обращения: 27 октября 2020. Архивировано 27 июня 2012 года.
18. ВДИ. 1947—1949. Указатель 1950 г. к своду источников В. В. Латышева.
19. Иордан. О происхождении и деянии гетов, 62
20. Peter Paul Rubens. Queen Tomyris before the Head of Cyrus. // The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA. Дата обращения: 19 августа 2012. Архивировано 3 марта 2016 года.
21. Luca (1605-1654). Queen Tomyris with the head of Cyrus the Great by Ferrari. // Bridgeman Art Library (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 августа 2012. Архивировано 19 июля 2011 года.
Агшин Алиев: Историко – иследователь, писатель –публицист, прозаик – журналист: