Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №23 им. Б.А. Кучера»
Сценарий урока
музыки
5-й класс
Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока:
«Образы борьбы и победы в искусстве»
подготовила учитель музыки
ГБОУ «СОШ №23 им. Б.А. Кучера»
Волкова Лариса Ивановна
Севастополь
2016г
Тема семестра: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке славянского и западноевропейского композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; Повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни «Крым» муз. и сл. А. Ермолова.; Эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Личностные:- Формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории. Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства. Воспитать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героическихобразов. Метапредметные: -Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации. Формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.
УУД (универсальные учебные действия).
Познавательные – Сформировать знания о героической музыке, об особенностях музыки русской богатырской музыки и героической музыки Бетховена.
Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;
Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;
Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию. Формировать чувство любви и уважительного отношения к героической музыке.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технологии: интегративные, интерактивные, компьютерные.
Методы и приемы: интерактивные (работа в группах), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и вовращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, элемент игры, прием коллективных ответов.
Музыкальный материал:
1. Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова.
2. Л. В. Бетховен. Симфония №5 (I-я часть).
3. А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» (I-я часть).
Визуальный ряд:
4. В.М.Васнецов. Картина «Богатыри».
Оборудование: фортепиано, доска, карточки – оценки, CD, телевизор.
Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD.
Эпиграф:
«Музыка должна высекать огонь
из души человеческой»
(Л. В. Бетховен)
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Добрый день вам, добрый день
В мире музыки, фантазии и песен,
Добрым будь, смелым будь,
И с искусством в волшебный путь.
III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.
У:- Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?
Д:- Тема «Музыка и изобразительное искусство»
У: - Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У:- Как вы считаете, что такое «героический поступок»?
Д:- Поступок, свойственный герою, готовый к подвигу.
У:- Сегодня мы продолжим разговор о героических образах в разных видах искусства.
IV. Актуализация опорных знаний.
У:- посмотрите на эту репродукцю на доске (слайд №2), (обращаю внимание на репродукцю картины).
У:- Кто изображен на этиой репродукции?
Д:- на репродукции изображены богатыри.
У:- Можем ли мы назвать их героями?
Д:- Да
У:- Какую симфонию мы слушали на предыдущем уроке?
Д:- Симфонию №2 «Богатырскую» А.Бородина. (слайд №3)
У:- К какой музыке она принадлежит - к программной или непрограммной ?
Д:- Она программная.
У:- Послушайте еще раз экспозицию « Богатырской симфонии» и скажите, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку?
Д:- богатырские, мужественные, героические.
У: - С какой картиной она ассоциируется?
Д:- «Богатыри». В.М.Васнецова.
V.Слушание музыки. У: Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»
Ученик: - Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Учитель: --Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:
Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
Что с ним происходит в этой части симфонии?
Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.
У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.
В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.
У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только более богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».
Учитель :- Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?
(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).
Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.
Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.
Учитель:- Ребята! Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул. (Слайд №12).
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Как вы думаете, что? - Музыку Бетховена
Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни.
Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Слушание 1 части Симфонии №3 Людвига ван Бетховена (фрагменты).
У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…
VI.Физминутка:
У:- Представьте, что я – солдатский старшина. Я приглашаю своего помощника, и предлагаю провести физминутку.
У: - Под какую музыку ходили солдаты ?
Д: - Под марш.
У:- Как ходили солдаты, как рахмахивали саблей в бою? Помаршируем немного и мы вместе с помощником, помашем саблями.
VII. Вокально-хоровая работа.
У:- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать 2-ю годовщину нашей Крымской вены? Сколько героизма потребовалось нашим людям, чтобы отстоять свою волю- жить так, как хочет народ.
У: - На предыдущем уроке мы выучили песню о нашем Крыме.
У: Кто её написал?
Д :- композитор А. Ермолов. (Слайд №15).
У:- Сегодня мы продолжим работу над песней.
Обратите внимание на характер песни.
У:- Как нужно её исполнять?
Д:- Энергично, весело, бодро.
У:- Но не крикливо.
Исполнение песни.
(Исполнение песни классом стоя)
У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства?
Д:- Да.
У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.
Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
Что из выполненного получилось хорошо?
Что нужно было бы доделать?
Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?
– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?
Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»
…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…
VIII. Вывод урока.
У:- Сегодня на уроке мы сравнили произведения визуального и музыкального искусства.
У:- Какие средства выразительности помогли нам почувствовать героические образы в музыке?
Д:- Темп, динамика, вид, лад, мелодия, ритм.
У: - Помогла ли нам музыка визуально увидеть образы героев?
Д:- (Да, помогла)
У:- Вдохновляя друг друга мы вместе можем создавать настоящие грандиозные произведения!
Выход детей под музыку из класса.
14