«Весна — лето 2024»

Урок по литературе 11 класс

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма».


Оборудование урока: портреты Ахматовой, сборники ее стихов.


Методические приемы: повторение пройденного материала, лекция с элементами беседы, сопоставление раннего и позднего творчества поэта.


Ход урока

I. Беседа о творчестве поэтессы:

О раннем творчестве Анны Андреевны Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими- Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был ее единомышленником? В чем заключалась суть этого течения?

(Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера «материализации» переживаний» была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой.)

Как называются первые сборники Ахматовой? Каковы темы ее раннего творчества?

(«Вечер», 1912 год и «Четки», 1914. Главная тема раннего творчества- любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи - это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках -- чувство абсолютно земное, лишенное мистической потусторонности.)


II. Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»


  1. Слово учителя.


Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой, всегда важная для нее, хотя не во всем ортодоксально православная. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии - различные ипостаси русской женщины. О.Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».


2 Чтение и анализ стихотворения.

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты, в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

Май 1912 Флоренция

Это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов.

«Написано во Флоренции, где Ахматова и Гумилёв были в апреле — мае 1912 г. По-видимому, обращено к Н.Гумилёву» .

. Герои «потерянная.женщина и исповедник — Он. «в своих путях всегда уверенный».
Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» в путешествиях ли, в приключениях ли? Сильный, свободный, дерзкий, самостоятельный. Достойный, вызывающий восхищение, несмотря ни на что. И -несмотря ни на что так же далёкий от совершенства и святости («свет, невидимый дм нас»).

Их пути разошлись, и это было предрешено; их души слишком непохожи — потерянная и уверенная. Её рассказ о себе - одновременно и рассказ о нем, только он ушёл, покинул отстранился.

В стихах почти нет конкретных деталей; только шалаш, холод, снег.

Исповедальные строки одинокой, страдающей «пищей», но «живой» - души как будто рождены в часы молитвы, в тишине ночи. Четыре строфы как бы подводят итог завершают отрезок жизни. Возникает осознание взросления героини. Это происходит через боль, утраты, одиночество. Еще живая душа нуждается в поддержке. Мучат тягостные воспоминания: «Как меня томила ночь угарная. //Как дышало утро льдом».

В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может, не должна ожесточить человека. Жизнь каждого — это постоянное испытание, но не каждый способен его выдержать.

Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера даёт силу и мужество жить дальше.

Время делится па прошедшие «каждый день и каждый час», полные мук и Богом ниспосланного наказания, и будущее «потом». Всё уже произошло, впереди - ещё более трагическое одиночество, потому что ждать больше некого. Спасение — в вере и творчестве.

Стихотворение пророческое, полное предощущения будущих страданий как Богом назначенного избранничества на муки. «Свет, невидимый для нас» - будущий путь жертвенной жизни.


Схема к анализу стихотворения А.А.Ахматовой «Помолись о нищей, потерянной...». Составляется совместно с учащимися.

ОНА

с душои

печально-благодарная

нищей живой потерянной

намного видела, пела и ждала


он

I

всегда уверенный. В чем?

Что поняла героиня?

Жизнь каждого

это испытание,

Это испытание выдержать может не каждый

Горечь потерь не должна ожесточать человека, самой героине не свойственны предательство и ненависть

Главное это вера. Она дает силы, мужество жить дальше. Спасение от трагического одино­чества -это вера и творчество.

Во время разбора стихотворного текста используются традиционные приёмы: выразительное чтение стихотворения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное - привлечь к работе детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями.



Домашнее задание : подготовить сообщение на тему « Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. Анализ стихотворений о России.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее