Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба
Цели:
Обучающие:
дать понятие жития как жанра духовной литературы;
познакомить учащихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
Воспитательные:
воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека и смысла жизни);
воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.
Развивающие:
развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
формировать умение выделять главное;
развивать грамотную речь;
пополнять словарный запас языка.
ХОД УРОКА
1. Предварительная беседа (проверка изученного материала).
Господи, что это за книга и какие уроки!
Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!..
Ф.М.Достоевский
– О какой книге идёт речь? (О библии).
– «Библия» – это сказания и предания какого народа? (Всех народов).
– Почему «Библия» выражает интересы всех народов? (В «Библии» записаны заповеди, которые можно считать общечеловеческими, независимо от того, верит человек в Бога или нет).
– Для людей какой веры Библия является главной книгой? (Для иудеев и христиан).
– А какие религии вы ещё знаете? (Буддизм, мусульманство).
– У них тоже идеал Иисус Христос? (Нет. У буддистов – Будда, священная книга – Типитака; у мусульман – Аллах, священная книга – Коран).
– Какая религия у русских? (Православная, т.е. христианская)
2. Новый материал
– Ребята, духовная литература – это не только Библия. В русской духовной литературе есть свои рассказы о святых людях.
– Кто же эти святые? Попробуйте ответить. (Учащиеся высказывают различные мнения).
Слово учителя:
– Житие – жизнеописание святого. Запишите определение: «Житие – это жанр литературы, который художественно, легендарно воспроизводит биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. (Определение записывается и объясняется).
– Кто же такие святые? И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было. (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах)
– Одно из первых житий, появившихся на Руси, «Сказание о Борисе и Глебе». Мы будем читать переложение этого жития, сделанного писателем Е.Поселяниным.
Читать житие непросто. Но, внимательно прочитав его, постарайтесь ответить на вопрос: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку?
3. Чтение жития
«Радуйтесь, страстотерпцы Христовы, заступники Русской земли, подающие исцеление приходящим к вам с верою и любовью. Радуйтесь, небесные обитатели, были вы ангелами во плоти, единомысленными служителями Богу, единообразной четой, святым единодушной; поэтому и подаете вы исцеление всем страждущим».
– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями). Страстоте́рпцы – так принято у христиан именовать святых, которые, подражая в кротости Самому Христу, молившемуся за Своих распинателей, претерпели невинные страдания вплоть до самой смерти. В данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Страстотерпцами, в частности, именуются святые князья братья Борис и Глеб.
Жизнь святых страстотерпцев была примером христианской любви к Богу и ближнему. Они отказались от мести и братоубийственной войны, как делали язычники.
А давайте узнаем, кто же такие Борис и Глеб?
Учитель: Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Молодой князь прославился как храбрый и искусный воин.
Учитель: Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда князь Владимир умер, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис, узнав о смерти отца, сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско. Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, он подослал к нему убийц. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день в своем шатре на берегу реки Альты. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело.
Учитель 3: Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом.
Учитель: Ребята, из выступлений ваших одноклассников вы узнали, кто такие были святые Борис и Глеб и какие события произошли в их жизни. Но нам интересно понять, в чем же состоял подвиг святых страстотерпцев? Какие христианские добродетели они проявили?
Борис и Глеб принесли в жертву свою жизнь во имя христианской любви к ближнему. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания Богу (они выполнили Его повеление любить всех как своих ближних). На этом основана духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.
Ученик 1: Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.
Учитель: Ребята объяснили нам, в чем состоял подвиг святых Бориса и Глеба. Давайте теперь все вместе ответим на главный вопрос, который вытекает из нашей темы: чему учит нас подвиг Бориса и Глеба?
Ученик 2: Пример подвига Бориса и Глеба дает нам твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
Ученик 3: Этот подвиг учит нас быть отзывчивыми к сверстникам и старшим.
Ученик 4: Подвиг Бориса и Глеба развивает способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
Учитель: Вы правы ребята! Подвиг Бориса и Глеба учит нас быть добрыми и справедливыми и любить ближнего. Через всю древнерусскую литературу идет тема христианского подвига Бориса и Глеба.
Существует много различных древнерусских произведений, в которых рассказывается о страстотерпцах Борисе и Глебе. Например, «Сказание о Борисе и Глебе».
Борис и Глеб – первые имена в бесконечном ряду русских святых. Но святые встречаются не только в произведениях. Существует много икон с их изображением. Например, икона «Святые Борис и Глеб», которая сейчас перед вами. На ней князья-всадники изображены исполненными той духовной силы, на которую, моля их о защите, веками уповала Русь.
Христианская культура напоминает о том, что подвиг святых Бориса и Глеба важен и для нашего времени, когда никто не требует прямо отречься от Христа, но часто нас окружают какие-то вещи, которые склоняют к нарушению заповедей Божиих.
4. Беседа по прочитанному
– Назовите главных героев.
– Кратко перескажем прочитанное.
«…И восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили».
– Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
– Давайте заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки».
Борис и Глеб | Святополк |
Правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к земным благам | Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие |
Надежда на Бога | Упование на собственный разум |
Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, в том числе, к врагу | Злоба, ненависть |
Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач, непрестанная молитва | Жестокосердие, черствость |
Способность радоваться успехам другого, открытость | Зависть |
Блаженные, святые | «Окаянный, треклятый» |
– Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?
Учитель доходчиво объясняет учащимся эти понятия, руководствуясь определениями Толкового словаря: «Добродетель» – положительное нравственное качество человека; «пороки» – недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.
– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)
– Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания в святость».
“Механизм врастания в святость” образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”. (Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М., 1991)
– Что же стало со Святополком Окаянным?
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли.
Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе.)
– Составьте духовный портрет князей Бориса и Глеба.
Русские князья Борис и Глеб
праведники защитники
благочестивые горячая вера в Бога мудрые
смиренные кроткие мученики
радели за защищали землю
православную веру русскую (Куликовская битва)
– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести кн. Бориса и Глеба к святым?
«…Велико значение дивного подвига свв. кн. Бориса и Глеба, явившихся первым цветом русского православия, первыми угодными жертвами, которые выставила Богу Русская земля…»
5. Итоги урока
– Вам понравилось житие? Что именно?
– Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…)
– Ребята, мы познакомились с вами только с одним житием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с житиями. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой житийной литературой.
6. Домашнее задание: перечитать житие, нарисовать иллюстрацию к «Житию свв. Бориса и Глеба».