«Весна — лето 2024»

Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

Мультимедийная презентация к уроку в 7 классе по программе Д.Б. Кабалевского.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.   Увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».    Тема: Цель: Выявление музыкальных образов в увертюре через анализ средств музыкальной выразительности в увертюре. Задачи:   1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков   2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку.   3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов поэма, увертюра, опера.   4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы.   5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. 

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.  Увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». 

Тема:

Цель: Выявление музыкальных образов в увертюре через анализ средств музыкальной выразительности в увертюре.

Задачи:  1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков  2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку.  3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов поэма, увертюра, опера.  4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы.  5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. 

Музыкальный материал к уроку: Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (видеофрагмент) Дидактический материал к уроку:

Музыкальный материал к уроку:

Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (видеофрагмент)

Дидактический материал к уроку:

  • Мультимедийна презентация.
  • Раздаточный материал «Музыкальная драматургия».
  • Словарь музыкальных терминов.
  • Кроссворды №2; №3 (из учебника).
У лукоморья дуб зеленый,   Златая цепь на дубе том,   И днем и ночь кот ученый   Все ходит по цепи кругом   Идет направо – песнь заводит,   Налево – сказку говорит,   Там чудеса. Там леший бродит,   Русалка на ветвях сидит…. 

У лукоморья дуб зеленый,  Златая цепь на дубе том,  И днем и ночь кот ученый  Все ходит по цепи кругом  Идет направо – песнь заводит,  Налево – сказку говорит,  Там чудеса. Там леший бродит,  Русалка на ветвях сидит…. 

Композитор начал работать над оперой в 1837 году.  Н. В. Кукольник (1809—1868) Н. А. Маркевич (1804—1860)

Композитор начал работать над оперой в 1837 году.

Н. В. Кукольник (1809—1868) Н. А. Маркевич (1804—1860)

М. И. Глинка создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

М. И. Глинка создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году.

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Действующие лица: Людмила Руслан Светозар Ратмир Фарлаф Горислава Финн Наина Баян Черномор сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы, ундины.

Действующие лица:

Людмила

Руслан

Светозар

Ратмир

Фарлаф

Горислава

Финн

Наина

Баян

Черномор

сыновья Светозара, витязи,

бояре и боярыни,

сенные девушки и мамки,

отроки, гридни,

чашники, стольники, дружина и народ;

девы волшебного замка, арапы, карлы,

рабы Черномора,

нимфы, ундины.

Увертюра  – оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, в которой в сжатой форме рассказывается содержание будущего произведения.

Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, в которой в сжатой форме рассказывается содержание будущего произведения.

Слушание.

Слушание.

Образ Руслана

Образ Руслана

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?  Что такое увертюра?  Какие образы раскрываются в увертюре?
  • С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто его автор?

  • Что такое увертюра?

  • Какие образы раскрываются в увертюре?
Тема 2: Цель: дать представление о принципах построения сонатно-симфонического цикла. Задачи:   1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков.  2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку.   3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов экспозиция, разработка, реприза.   4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы.   5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. 

Тема 2:

Цель: дать представление о принципах построения сонатно-симфонического цикла.

Задачи:  1. Приобщить детей к музыке композиторов-классиков. 2. Развивать образное мышление, умение понимать и чувствовать музыку.  3. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих музыкальных понятий и терминов экспозиция, разработка, реприза.  4. Развивать навыки восприятия классической музыки, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные образы.  5. Развивать индивидуальные качества личности, творческие способности, художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. 

К произведениям крупной формы относятся:

К произведениям крупной формы относятся:

К произведениям крупной формы относятся:

К произведениям крупной формы относятся:

К произведениям крупной формы относятся:

К произведениям крупной формы относятся:

Сонатно–симфонический цикл  Музыкальные произведения крупной формы (симфонии, концерты, увертюры) пишутся в сонатной форме. Классическая симфония обычно имеет четыре части:

Сонатно–симфонический цикл

Музыкальные произведения крупной формы (симфонии,

концерты, увертюры) пишутся в сонатной форме.

Классическая симфония обычно имеет четыре части:

Форма сонатного аллегро СОНАТНАЯ ФОРМА - форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы — контрастное сопоставление различных тем, их развитие, повторение основных тем. К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода.

Форма сонатного аллегро

СОНАТНАЯ ФОРМА - форма инструментальной музыки. В основе сонатной формы — контрастное сопоставление различных тем, их развитие, повторение основных тем.

К основным разделам сонатной формы могут присоединяться вступление и кода.

Форма сонатного аллегро Экспозиция (от лат. Exposition - «изложение») первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных тем.

Форма сонатного аллегро

Экспозиция (от лат. Exposition - «изложение») первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных тем.

Форма сонатного аллегро Разработка - драматический центр, сопоставление, столкновение, развитие главной и побочной партий.

Форма сонатного аллегро

Разработка - драматический центр, сопоставление, столкновение, развитие главной и побочной партий.

Форма сонатного аллегро Реприза – последний из основных разделов, представляет несколько видоизмененное повторение экспозиции главной и побочной партий. Зеркальная реприза Кода  - дополнительное заключение, итог.

Форма сонатного аллегро

Реприза последний из основных разделов, представляет несколько видоизмененное повторение экспозиции главной и побочной партий.

Зеркальная реприза

Кода - дополнительное заключение, итог.

С какой музыкальной формой мы сегодня познакомились? Из каких частей она состоит? Назови эти части. Почему Глинка использовал сонатную форму при создании увертюры?
  • С какой музыкальной формой мы сегодня познакомились?
  • Из каких частей она состоит? Назови эти части.
  • Почему Глинка использовал сонатную форму при создании увертюры?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее