«Зима 2025»

«А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме» (молитва о пленных ангелах)

Урок по литературе (2 часа) в 11 классе. Обобщение знаний о Серебряном веке русской поэзии, о литературе периода Гражданской войны, знакомство с личностью, творчеством М. Волошина и попытка определения его места в истории русской литературы.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа)


Тема: «А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме...» (молитва о пленных ангелах).

Цель: переосмыслить известную информацию о литературе Серебряного века с целью создания идеального образа героя времени, наделённого способностью гармонизировать окружающий мир с помощью поэтического слова и опоры на «вечные» нравственные ценности.

Задачи:

  • создать концептуальный портрет героя урока, охарактеризовать особенности его гражданской позиции;

  • расшифровать аллегорическую картину, дополнив её недостающей информацией;

  • способствовать развитию эстетического вкуса посредством музыки, поэзии, живописи;

  • использовать символику цифр, имени, цвета, музыки для создания концепции времени и образа героя;

  • способствовать формированию нравственных ориентиров в условиях возможной гражданской конфронтации.

Оформление: на доске аллегорическая картина «Россия распятая», фото дома Волошина в Коктебеле; плакаты из серии «Лики войны»; карточки с «профессиями» героя и именами его друзей.

Музыкальное оформление: аудиозапись «Шорохи гор».

Группы участников:

  • астрологи,

  • 4 группы политологов (работа со статьёй «Россия распятая»),

  • литературоведы,

  • 4 художника,

Литературоведческие термины: жанр, ода, эпиграмма, послание, лирика, антология.

Тексты на партах для практической работы:


ХОД УРОКА

I часть. «Погружение».

Включается фонограмма «Шорохи гор», ученикам предлагается лечь на парты, закрыть глаза и послушать два стихотворения М. Волошина «Полдень» в исполнении учителя.

Полдень

Травою жесткою, пахучей и седой

Порос бесплодный скат извилистой долины.

Белеет молочай. Пласты размытой глины

Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.

По стенам шифера, источенным водой,

Побеги каперсов; иссохший ствол маслины;

А выше за холмом лиловые вершины

Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,

И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,

И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц —

Мутят сознание. И зной дрожит от крика...

И там – во впадинах зияющих глазниц

Огромный взгляд растоптанного Лика.

1907

Полдень

Звонки стебли травы, и движенья зноя пахучи.

Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь.

В черно-синем огне расцветают медные тучи.

Горечью дышит полынь.

В ярых горнах долин, упоенных духом лаванды,

Темным золотом смол медленно плавится зной.

Нимбы света, венцы и сияний тяжких гирлянды

Мерно плывут над землей.

«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,

К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.

К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха,

Мертвые тайны земли.

В зное полдней глухих мы пьянеем, горькие травы.

Млея по красным холмам, с иссиня-серых камней,

Душный шлем фимиам – благовонья сладкой отравы —

В море расплавленных дней».

1908


После окончания чтения учащиеся «пробуждаются» и отвечают на вопросы учителя.

- Как вы представляете место действия в этих стихотворениях? (Примерные ответы: необитаемый пейзаж, горы, море, запахи трав и стрёкот цикад).

- Определите время действия. (Примерные ответы: историческое время определить невозможно, так как в картине отсутствует человек. Время действия – Вечность).

- Что вы можете сказать о размере, ритме стиха. Что он вам напоминает? (Примерные ответы: ритм напоминает движение морских волн, прилив-отлив, это ассоциируется с античностью, Древней Грецией. Это гекзаметр с цезурой посредине строки).

Слово учителя:

- Вместе с поэтом вы сейчас побывали где-то вне исторического времени и реального пространства. Это – древняя Киммерия (восточный Крым)...Это горы - Хамелеон, Лягушачья, Карадаг (говорят, что она своими очертаниями напоминает профиль нашего героя), гора Сердоликовая...Это – одуряющий запах степных трав (чабреца, полыни, лаванды). Возьмите в руки сухие стебельки, лежащие на ваших столах, разотрите их в пальцах, ощутите их волшебный аромат. Художники могут использовать травы и ракушки для создания своей картины, передающей цвет, запах и форму времени, в котором жил наш герой....

...Киммерия – это чёрная, внезапно опускающаяся ночь с мохнатыми звёздами...Это море с плоским берегом, который усыпан разноцветным сердоликом, ракушками, в которых звучит море. Послушайте – слышите ли вы его тяжёлое дыхание?... Это – Коктебель, «край синих гор» по-татарски.

В 1893 году женщина, внешне похожая на Байрона, носившая мужскую одежду (её звали Пра, Елена Оттобальдовна), купила дом для своего сына, чтобы поправить его здоровье (у него была тяжёлая астма). Он попал сюда в 1895 году, а в 1903 году он построил себе дом на самом берегу Чёрного моря.

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленных известкой,

Вздыхает ветр, живет глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жесткий треск цикад.

А за окном расплавленное море

Горит парчой в лазоревом просторе.

Окрестные холмы вызорены

Колючим солнцем. Серебро полыни

На шиферных окалинах пустыни

Торчит вихром косматой седины.

......

(Человек обживал эти благословенные места со времён неолита, здесь смешались самые разные культуры: мы могли бы найти в этой земле сарматский меч, скифскую стрелу, ольвийский герб, татарский глёт, венецианские бусы, арабские узорные плиты, византийские колонны, римские бляхи, эллинские монеты, пуговицы от мундира русского солдата).



Здесь, в этих складках моря и земли,

Людских культур не просыхала плесень —

Простор столетий был для жизни тесен,

Покамест мы – Россия – не пришли.



....

И ты, и я – мы все имели честь

«Мир посетить в минуты роковые»

И стать грустней и зорче, чем мы есть.

Я не изгой, а пасынок России.

Я в эти дни ее немой укор.

И сам избрал пустынный сей затвор

Землею добровольного изгнанья,

Чтоб в годы лжи, паденья и разрух

В уединеньи выплавить свой дух

И выстрадать великое познанье.

Пойми простой урок моей земли:

Как Греция и Генуя прошли,

Так минет всё – Европа и Россия.

Гражданских смут горючая стихия

Развеется... Расставит новый век

В житейских заводях иные мрежи...

Ветшают дни, проходит человек.

Но небо и земля – извечно те же.

Поэтому живи текущим днем.

Благослови свой синий окоем.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

25 декабря 1926

Коктебель «Дом поэта»


II часть. Фронтальная работа с аллегорической картиной.

Слово учителя

- Пройдём в дом: здесь мастерская, мольберт, табуретки, усыпанные сердоликом; обломок корабля Одиссея; ряд морских чертят – Габриаков; более 9 тысяч томов в личной библиотеке (произведения историков, поэтов, богословов). На крыше – знаменитая «вышка», откуда хозяин и его гости обращались к звёздам.

- На что похож этот дом своими очертаниями? (Примерный ответ: большой морской корабль с капитанским мостиком).

- Кто жил в этом доме? (на доске размещаются слова):

  • Архитектор

  • Астроном

  • Биолог

  • галломаН

  • Геолог

  • Знаток восточных религий

  • Искусствовед

  • Историк

  • Краевед

  • Лектор

  • Литературный критик

  • Масон

  • Меломан

  • Мемуарист

  • миСтик

  • Оккультист

  • Переводчик

  • Поэт

  • Путешественник

  • Теософ

  • фИлософ

  • Художник

  • Эстет


- Большая компания, правда? Подвоха не видите в этом списке? ( Примерный ответ: всё это – разные ипостаси одного человека, хозяина дома, профессионала высокого класса в самых разных областях научного знания и творчества).

- В его жизни много мистического, тайного. Какая цифра для него – главная в жизни? (Примерный ответ: цифра 7. Сравните: 7 нот, 7 цветов радуги, магические цифры 7 и 9 у многих народов, в том числе и у народа саха. Наш герой делил свою жизнь на семилетия).

- Историки, прочитайте его автобиографию по семилетиям.

1-ое семилетье: Детство (1877—1884).

Родился в Киеве 16 мая 1877 г в Духов день.
Любил декламировать, еще не умея читать. Для этого всегда становился на стул: чувство эстрады.
С 5 лет — самостоятельное чтение книг в пределах материнской библиотеки. Уже с этой поры постоянными спутниками становятся: Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Гоголь и Достоевский и немногим позже — Байрон и Эд­гар По.

2-ое семилетье: Отрочество (1884—1891).

Начало учения: кроме обычных грамматик, заучиванье латинских стихов, лекции по истории религии, сочинения на сложные не по возрасту литературные темы. Общество: книги, взрослые, домашние звери. Сверст­ников мало.  Конец отрочества отравлен гимназией. 

3-е семилетье: Юность (1891—1898).


Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом. То и другое кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи и судьба неожиданно приводит меня в Коктебель8 (1893).
Историческая насыщенность Киммерии9 и строгий   пейзаж   Коктебеля   воспитывают  дух   и   мысль.
В 1897 году я кончаю гимназию и поступаю на юри­дический факультет в Москве. Ни гимназии, ни универси­тету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. 10 драгоценнейших лет, начисто вычеркнутых из жизни.

4-ое семилетье: Годы странствий (1898—1905).


Уже через год я был исключен из университета за сту­денческие беспорядки и выслан в Феодосию. Высылки и поездки за границу чередуются и завершаются ссылкой в Ташкент в 1900 году. Перед этим я уже успел побы­вать в Париже и Берлине, в Италии и Греции, путешествуя на гроши пешком, ночуя в ночлежных домах10. 1900-й год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше11 и «Три разговора» Владимира Соловьева12.... Отсюда пути ведут меня на запад — в Париж, на мно­го лет,— учиться: художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических собо­ров, средневековой латыни — у Гастона Париса13, строю мысли — у Бергсона14, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и Эрредиана... В эти годы — я только впитывающая губка, я весь — глаза, Весь — уши. Странствую по странам, музеям, библиоте­кам: Рим, Испания, Балеары, Корсика, Сардиния, Андор­ра... Лувр, Прадо, Ватикан, Уффици... Национальная библиотека. Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша.

5-е семилетье: Блуждания (1905—1912).


Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер16. Период больших личных переживаний романтического и мистичес­кого характера.
К 9-му января 1905 г. судьба привела меня в Петер­бург и дала почувствовать все грядущие перспективы русской революции17. Но я не остался в России, и первая революция прошла мимо меня.

Я пишу в эти годы статьи о живописи и литературе. ..После 1907 г. литературная дея­тельность меня постепенно перетягивает сперва в Петер­бург, а с 1910 г.— в Москву.
В 1910 г. выходит моя первая книга стихов18.


- Считаете ли вы нашего героя ординарной, обычной «среднестатистической личностью? Много ли друзей обычно бывает у таких разносторонне образованных и одарённых людей? (Примерный ответ: обычно такие люди испытывают зависть и недоброжелательность со стороны окружающих их людей и страдают от одиночества).

Слово учителя:

- Вместе с нашим героем в его доме поселился весь Серебряный век. Это были несерьёзные молодые люди: расхаживали в шароварах и хитонах, обожали карнавалы и мистификации (Черубина де Габриак), пили вино, крутили романы, ссорились и мирились; они превратили искусство в игру, а игру вообразили выше жизни и оттого так много напророчили и сами себе, и своей стране: сначала славу, потом – гибель. Он был ослепительно молод, наш Серебряный век, взорвавший нормы и каноны, сочинявший свою виртуальную реальность наперекор голоду и разрухе, страху и неправоте...

- Добавим имена гостей и обитателей этого гостеприимного дома к нашей аллегорической картине... Чьи фамилии вам неизвестны и нуждаются в комментариях?

  1. Бальмонт

  2. Белый

  3. Брюсов

  4. Булгаков

  5. Вересаев

  6. Верхарн

  7. Вс. Рождественский

  8. Грин

  9. Дункан

  10. Замятин

  11. Мандельштам

  12. Мейерхольд

  13. Петров-Водкин

  14. Ривера

  15. Сельвинский

  16. Уланова

  17. Цветаева

  18. Чехов

  19. Чуковский

  20. Артисты, лётчики, литературоведы, библиографы, музыканты, геологи, поэты, писатели, учёные, художники.


- Марина Цветаева писала о нашем герое: «Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. Бескорыстно, ибо случалось, что двое, им сведенные, скоро и надолго забывали его. К его собственному определению себя как коробейника идей могу прибавить и коробейника друзей...  Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. 

- Определите имя по выделенным буквам (Ответ: Максимилиан).

- Астрологи: дайте характеристику имени по опорным буквам, пользуясь материалами из книги Павла Флоренского «По имени – и житие».

- Чем Максимилиан похож на своё имя? Рифмуется ли его имя с его судьбой?

- Осталось два «семилетия»: «Война» и «Революция».

6-е семилетье: Война (1912—1919).


Война застает меня в Базеле, куда приезжаю работать при постройке Гетеанума19. Эта работа, высокая и дружная, бок о бок с представителями всех враждующих наций. В нескольких километрах от поля первых битв Европейской войны, была прекрасной и трудной школой человечного и внеполитического отношения к войне.
В 1916 г. я возвращаюсь в Рос­сию через Англию и Норвегию...
...Вернувшись весною 1917 г. в Крым, я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — и все волны гражданской войны и смены правитель­ства проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей о совер­шающемся. Но в 17-ом году я не смог написать ни одного стихотворения: дар речи ко мне возвращается только после Октября...


7-е семилетье: Революция (1919—1926).


Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чем не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, еще более жестоких. Напротив: я почувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже.
19-й год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моем отрицатель­ном отношении ко всякой политике и ко всякой государ­ственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти го­ды,— к борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919—1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и дает мне обширный и драгоценнейший революционный опыт.
Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Го­лода я вынес свою веру в человека (стихотворение «Потомкам»23). ..

Но так как темой моей является Россия во всем ее историческом единстве, т. к. дух партийности мне ненавистен, т. к. всякую борьбу я не могу рассматривать иначе, как момент духовного единства борющихся врагов и их сотрудничества в едином деле,— то отсюда вытекают сле­дующие особенности литературной судьбы моих послед­них стихотворений: у меня есть стихи о революции, кото­рые одинаково нравились и красным, и белым.



- Обратимся к статье «Россия распятая»

  • Историческая миссия России

  • Нравственный идеал

  • «Партийность»

  • «Неопалимая купина»



III часть Работа в группах.


Политологи-2


«Один из обычных оптических обманов людей, безумных политикой, в том, что они думают, что от победы той или иной стороны зависит будущее. На самом же деле будущее никогда не зависит от победы принципа, так как партии, сами того не замечая, в пылу борьбы обмениваются лозунгами и программами» (М. Волошин «Россия распятая»).


IV часть. «Усобица».


Фонограмма: Бах «Токката» (зажечь две свечи перед иконой).

  • «Гражданская война»

  • «Красная Пасха»

  • «На дне...»

  • «Ослушники законов естества»

- Какой путь выбрал для себя Волошин в гражданской войне? Убивать? Бежать? (Ответ: молиться).

- О ком его молитва? (Ответ: о «пленных ангелах в дьявольской личине»).

- Что будет на земле, если все ангелы освободятся от дьявольской личины? (Ответ: рай на земле).

- Достижимо ли это? (Ответ: нет, но надо двигаться в этом направлении).

- Как Волошин боролся со злом? (Ответ: превращал его в добро силой...веры и любви, спасая и белых, и красных).


V часть. Обобщение.


- Дайте имя Дому поэта, если в нём жили дружба, любовь и вера (Ответ: это Храм, Церковь = Убежище).

Но тени тех, кого здесь звал Улисс,

Опять вином и кровью напились

В недавние трагические годы.

Усобица и голод и война,

Крестя мечом и пламенем народы,

Весь древний Ужас подняли со дна.

В те дни мой дом – слепой и запустелый —

Хранил права убежища, как храм,

И растворялся только беглецам,

Скрывавшимся от петли и расстрела.

И красный вождь, и белый офицер —

Фанатики непримиримых вер —

Искали здесь под кровлею поэта

Убежища, защиты и совета.

Я ж делал всё, чтоб братьям помешать

Себя – губить, друг друга – истреблять,

И сам читал – в одном столбце с другими

В кровавых списках собственное имя.

Но в эти дни доносов и тревог

Счастливый жребий дом мой не оставил:

Ни власть не отняла, ни враг не сжег,

Не предал друг, грабитель не ограбил.

Утихла буря. Догорел пожар.

Я принял жизнь и этот дом как дар

Нечаянный – мне вверенный судьбою,

Как знак, что я усыновлен землею.

Всей грудью к морю, прямо на восток,

Обращена, как церковь, мастерская,

И снова человеческий поток

Сквозь дверь ее течет, не иссякая.



- Вы угадали имя звезды-светила, вокруг которого вращалась планета Максимилиана

Волошина? (Ответ: Любовь, Вера, Надежда).


Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей, мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленьи человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламенней его последних судеб.

Далёкие потомки наши, знайте,
Что если вы живёте во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолён
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!


21 мая 1921
Симферополь
«Потомкам»

- Покажите портреты Волошина в «рамках». Это – две половины его души. Волошин гармонизировал противоположности, видел ангелов за их дьявольской личиной.







VI часть. Рефлексия.


- Помолитесь за живущих. Умерших и нерождённых жертвах всех гражданских войн: в России, Чечне, Югославии, Таджикистане, Украине, в Израиле, Сирии, - везде, где ненависть и непонимание проливают кровь невинных жертв и сознательных бойцов. Освободите своего пленного ангела. Увеличьте количество любви на этой планете, ибо мысль материальна.

- «Метаноите» своё место в нынешней гражданской войне (монолог со спичкой). Какое солнце вам светит? Умеете ли вы любить и прощать? Стал ли Волошин для вас планетой? Не жалуйтесь на темноту бездны, оказавшись близко к её краю. Добавьте света в этот мир. Зажгите свечи.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее