«Зима 2025»

Беседа по художественной культуре «Васнецов В.М. Знакомство с картинами»

Познакомить с творчеством художника, учить осмысливать содержание картины.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Республика Мордовия, город Саранск




Беседа по художественной культуре

«Васнецов В.М. Знакомство с картинами»




Подготовила:

педагог дополнительного образования

Калиниченко Татьяна Александровна


Саранск 2023 г


Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

Оборудование: мультимедийная презентация, опорные таблицы, репродукции

Задачи урока:

  • совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;

  • познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

  • развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.

Ход урока

С давних пор художники изображали то, что окружало их в повседневной жизни, это были волнующие всех сюжеты и темы: людей, животных, корабли целые сюжетные и исторические сцены. На основании этого деления в живописи выделилось несколько жанров. Мы с вами уже начали знакомиться с жанрами изобразительного искусства.

Напомните, пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами знаем.

Ответ (Пейзаж, портрет, натюрморт)

Сегодня мы познакомимся с жанровыми картинами, на которых изображен сюжет, то есть жанровая сценка. Художник, о котором мы будем сегодня говорить, писал картины со сказочным и былинно-историческим сюжетами.  Можно сказать, что он работал в фольклерном стиле.

Итак, сегодня мы увидим творчество великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, который писал картины по былинным сюжетам и иллюстрации к русским народным сказкам, расписывал церкви и храмы.



Биография художника























Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял (ныне — в Уржумском районе Кировской области) в семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древнему вятскому роду Васнецовых, и его жены Аполлинарии Ивановны.

Учился в Вятском духовном училище, а затем — в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя живописи Н. М. Чернышёва, который сразу разглядел в нём поразительный талант. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем — в Академии художеств (1868—1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870).

В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

Член Абрамцевского художественного кружка.

В 1893 году стал действительным членом Академии художеств.

После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 году Васнецову было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Умер 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище 



Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое:

«Витязь на распутье» (1882)«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) «Алёнушка» (1881)«Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)«Богатыри» (1881—1898)«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне).

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Сотрудничал с В. Д. Поленовым, М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и другими художниками.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Картины



«С квартиры на квартиру» (1876)

 

«Преферанс» (1879)

 

«Ковёр-самолёт» (1880)

 

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

 

«Алёнушка» (1881)

 

«Три царевны подземного царства» (1881)

 

«Витязь на распутье» (1882)

 

«Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)

«Крещение Руси» (1890)

 

«Гамаюн, птица вещая» (1897)

 

«Богатыри» (1898)

«Три богатыря»

Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Рефлексия

  • С какими картинами вы познакомились на уроке?

  • Какие чувства выражал художник?

  • Совпало ли ваше настроение с настроение автора?

Итоги урока

Подводя итог, можно сказать, что художник, изображая богатырей, уделил достаточно внимания таким деталям, как кольчуга, меч и даже упряжь (массивная металлическая цепь указывает на строптивость нрава коня Ильи Муромца). Именно они делают героев могущественными в глазах зрителя. При этом небольшие, но не менее важные детали, такие как гусли, подчеркивают доброту и веселый характер богатырей, что делает их образы еще позитивней.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее