«Зима 2025»

« фридерик шопен. трагедия романтика.»

Знакомство учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

ОБУХОВСКАЯ детская школа искусств











Методическая разработка

« Фридерик Шопен. трагедия романтика.»







Преподаватель теоретических дисциплин

Корякина Н. И.





























Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

- Обращение к известным фортепианным произведениям Ф.Шопена с целью повторения;

- Расширение программных знаний по предмету «Музыкальная литература»;

- Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

Воспитательные:

- Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

- Создание эмоционально-положительной атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала обучающихся.

Развивающие:

- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

- Расширение кругозора обучающихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

- Повторение пройденного методом устного опроса;

- Словесный (рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: просмотр слайдов, слушание музыки);

- Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование:

- ноутбук;

- мульти-медиа проектор;

- экран;

- звукоусиливающая аппаратура (колонки);

- фортепиано, рояль.

Материалы:

- презентация;

- музыкальные произведения Ф. Шопена;

- попурри на пройденные ранее произведения, сделанное в программе Audacity;

- нотный материал;



Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Приветствие.

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока.

1. Беседа по теме урока.

 - Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной фортепианной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка? (Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.)

- А кто назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке? ( Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…)

- Молодцы!

Слайд 3-определение

-  Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

- А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.

Слайд 4 (во время иллюстрации фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Прелюдия № 7 ля-мажор, Вальс № 2 си-минор, Мазурка № 1 си-бемоль мажор).

- Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это … Фридерик Шопен.

- Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали? ( Мазурка, полонез).

- Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд 5

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд 6

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

- Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли? ( Может быть, он не хочет расставаться со своими родными. А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое).

- Какое же решение принимает Шопен?  Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

 Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

- Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой).

Горсть земли. 
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

-  Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Слайд 8

- Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд 9

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

2. Слушание и анализ муз. произведения.

Слайд 10

Звучит: Этюд № 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.

-  Какое название бы Вы дали, только что прозвучавшему произведению?

( - «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»…)

- Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно? ( - Быстрый, стремительный темп, пассажи нисходящих звуков, призывные интонации в верхнем регистре, …)

- Несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью».

Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: 

(На слайде 10 выводится Этюд № 12 «Революционный»)

Слайд 11

- Один музыковед, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали». 
Б.Асафьев.

- Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

3. Творческая работа. Синквейн.

Слайд 12

-  Я прошу Вас объединиться и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.

- Сформулировать тему синквейна одним существительным.

- Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.

- Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.

- Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.

- Слово – резюме, характеризующее суть.

(Ученики читают сочинённый синквейн).

4. Заключение

-  Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки? ( -Это произведение, для отработки технических навыков).

- Технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена? В этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе? Причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе.

Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

-  Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.

Слайд 13 (Определение этюда)

-  В продолжение разговора о творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию № 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:

- эпическое повествование;

- взволнованный рассказ;

- драматическую декламацию?

Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?

Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)

( Ответы детей). Выводы.

III. Заключение.

Исполнение преподавателем Ноктюрн до-диез минор.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание.



Список сайтов

  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm

  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/

  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm

  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml

  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html

  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн

  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее