«Весна — лето 2024»

Готовимся к итоговому сочинению: из опыта работы учителя-словесника

Данная презентация поможет учителю организовать урок по подготовке к итоговому сочинению. В переработанном виде может быть использована для подготовки к сочинению по разным тематическим направлениям.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ Подготовил : Н.Ф. ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА , учитель русского языка ГБОУ РО «НШИ ПЛП»

ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Подготовил :

Н.Ф. ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА ,

учитель русского языка

ГБОУ РО «НШИ ПЛП»

ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ Опора на художественное произведение: обращение к литературному тексту на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Художественные произведения Дневники, мемуары Публицистика Произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров) Недостаточно простого упоминания!

ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ

Опора на художественное произведение:

  • обращение к литературному тексту на уровне аргументации,
  • использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
  • Художественные произведения
  • Дневники, мемуары
  • Публицистика
  • Произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров)

Недостаточно простого упоминания!

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1. «Разум и чувство» 2.«Честь и бесчестие» 3.«Победа и поражение» 4.«Опыт и ошибки» 5.«Дружба и вражда»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. «Разум и чувство»

2.«Честь и бесчестие»

3.«Победа и поражение»

4.«Опыт и ошибки»

5.«Дружба и вражда»

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

ТРЕБОВАНИЕ № 1.  ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

ТРЕБОВАНИЕ № 1. ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

ТРЕБОВАНИЕ № 2.  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.

ТРЕБОВАНИЕ № 2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».  Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
  • Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».

  • Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Критерий 1. Соответствие теме Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ______________________________________ Критерий 3. Композиция и логика рассуждения Критерий 4. Качество письменной речи Критерий 5. Грамотность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

______________________________________

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения

Критерий 4. Качество письменной речи

Критерий 5. Грамотность

ВЫБОР ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ

ВЫБОР ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ

  • Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной и понятной.
  • Подумайте, какая тема позволяет вам опереться на свой читательский опыт.
  • Вспомните интересные интерпретации текста, знакомые вам критические статьи и т.п..
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Внимательно прочитайте тему сочинения Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Внимательно прочитайте тему сочинения

Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл

Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов) Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы

Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)

Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы

Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы

Составьте план сочинения

Составьте план сочинения

ПЛАН – КЛАСТЕР

ПЛАН – КЛАСТЕР

ПЛАН – КОНСПЕКТ «Что такое мнимая и подлинная дружба?» I. Вступление. Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой подлинной дружбы? II. Основная часть. Примеры мнимой и подлинной дружбы в изображении русских поэтов и писателей. 1. Тема дружбы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – разочарованный эгоист, страдающий от хандры, а Ленский – восторженный идеалист, романтик, не знающий жизни. Герои стали друзьями «от делать нечего», от скуки в деревне. Их связывало очень немногое, и разрушить это немногое было достаточно легко. Это доказывает трагическая развязка отношений.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

«Что такое мнимая и подлинная дружба?»

I. Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой подлинной дружбы?

II. Основная часть. Примеры мнимой и подлинной дружбы в изображении русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Владимир Ленский.

Онегин – разочарованный эгоист, страдающий от хандры, а Ленский – восторженный идеалист, романтик, не знающий жизни. Герои стали друзьями «от делать нечего», от скуки в деревне. Их связывало очень немногое, и разрушить это немногое было достаточно легко. Это доказывает трагическая развязка отношений.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

  • БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
  • АНАЛИТИЧЕСКОЕ
  • ЦИТАТНОЕ
  • ЛИЧНОСТНОЕ
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ  Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?

ЦИТАТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ «Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой фразой. О какой победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?..

ЦИТАТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

«Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой фразой. О какой победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?..

ЛИЧНОСТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

ЛИЧНОСТНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  • ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
  • ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ
  • ЦИТАТА
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО  Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине.

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС  Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути.

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути.

ЦИТАТА «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.

ЦИТАТА

«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.

«Разрешающие» правила Первое из них гласит: Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь. Второе напоминает: Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор. Третье обнадёживает: Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

«Разрешающие» правила

Первое из них гласит:

  • Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.

Второе напоминает:

  • Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.

Третье обнадёживает:

  • Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

«Запрещающие» правила

«Запрещающие» правила

  • Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
  • Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
  • Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Дорогу осилит идущий! Удачи!

Дорогу осилит идущий!

Удачи!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее