![Музыкальная культура Восточной Пруссии. У истоков К 70-летию образования Калининградской области. Презентацию выполнила преподаватель по классу скрипки и гитары Новичкова Анжелика Николаевна МБУ ДО МШ им.Таривердиева М.Л. 2017 год](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_0.jpg)
Музыкальная культура Восточной Пруссии. У истоков К 70-летию образования Калининградской области.
Презентацию выполнила
преподаватель по классу скрипки и гитары
Новичкова Анжелика Николаевна
МБУ ДО МШ им.Таривердиева М.Л.
2017 год
![Наша земля - Калининградская область России - является регионом, уникальным для европейской истории. Янтарные россыпи Самбии с древнейших времён сделали побережье юго-восточной Балтии притягательным для представителей различных народов европейского континента и даже далёкой Азии. Представители многих скандинавских и балтийских племенных регионов, разноэтничные подданные русских князей задолго до кровавой зари тевтонского завоевания посещали землю пруссов. Каждый из них приносил с собой частицу культуры своего региона, всё лучшее, что к тому времени обретало его племя, народ, государство. Из этих новаций складывалась раннесредневековая культура пруссов.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_1.jpg)
Наша земля - Калининградская область России - является регионом, уникальным для европейской истории. Янтарные россыпи Самбии с древнейших времён сделали побережье юго-восточной Балтии притягательным для представителей различных народов европейского континента и даже далёкой Азии.
Представители многих скандинавских и балтийских племенных регионов, разноэтничные подданные русских князей задолго до кровавой зари тевтонского завоевания посещали землю пруссов. Каждый из них приносил с собой частицу культуры своего региона, всё лучшее, что к тому времени обретало его племя, народ, государство. Из этих новаций складывалась раннесредневековая культура пруссов.
![Пруссы - одно из племён Балтии, с середины V в. н.э. до Нового времени обитавшее на Самбии и в её окрестностях входившее в западнобалтскую языковую группу и являющееся неотъемлимой частью балтийского этно-культурного единства. Культура этого племени является составной частью общеевропейского культурного наследия. Фундаментом для прусской культуры стал массив культурного наследия народа эстиев. Правда, анализ древностей эстиев показывает и оборотную сторону многовекового пользования янтарной сокровищницей Балтии. Избыток прибывающих в обмен на янтарь готовых изделий негативно повлиял на прогресс культуры эстиев. Эта культура так и осталась](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_2.jpg)
Пруссы - одно из племён Балтии, с середины V в. н.э. до Нового времени обитавшее на Самбии и в её окрестностях входившее в западнобалтскую языковую группу и являющееся неотъемлимой частью балтийского этно-культурного единства. Культура этого племени является составной частью общеевропейского культурного наследия. Фундаментом для прусской культуры стал массив культурного наследия народа эстиев. Правда, анализ древностей эстиев показывает и оборотную сторону многовекового пользования янтарной сокровищницей Балтии. Избыток прибывающих в обмен на янтарь готовых изделий негативно повлиял на прогресс культуры эстиев. Эта культура так и осталась "лоскутной", её единый облик не сформировался.
![Пруссы в средневековой Европе были известны как одни из самых ярых язычников. Их религия основывалась на почитании пантеона богов. Участие в культовых действиях и обрядах приобщало человека к сакральному миру. Главную роль в них играли жрецы. Местами совершения обрядов служили святилища, располагавшиеся в священных рощах и на холмах. В VI-VIII веках при определённых сходствах и различиях в языках западнобалтийских, славянских и других племён, произошло зарождение и формирование музыкальной культуры. Но первоначально музыка в культуре пруссов не была отдельным видом искусства, а существовала как неотъемлемая часть ритуалов, во время которых совершались песнопения. Святилище Рикойто / Ромова](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_3.jpg)
Пруссы в средневековой Европе были известны как одни из самых ярых язычников. Их религия основывалась на почитании пантеона богов. Участие в культовых действиях и обрядах приобщало человека к сакральному миру. Главную роль в них играли жрецы. Местами совершения обрядов служили святилища, располагавшиеся в священных рощах и на холмах. В VI-VIII веках при определённых сходствах и различиях в языках западнобалтийских, славянских и других племён, произошло зарождение и формирование музыкальной культуры. Но первоначально музыка в культуре пруссов не была отдельным видом искусства, а существовала как неотъемлемая часть ритуалов, во время которых совершались песнопения.
Святилище Рикойто / Ромова
![Вайделоты у пруссов – жрецы-прорицатели, стерегшие священный огонь и при необходимости приносившие жертвы Перкунасу (Перуну). На поляне среди священных дубов творились древние обряды. Жрецы - вайделоты исполняли календарные обряды, посвящённые отдельным божествам.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_4.jpg)
Вайделоты у пруссов – жрецы-прорицатели, стерегшие священный огонь и при необходимости приносившие жертвы Перкунасу (Перуну). На поляне среди священных дубов творились древние обряды. Жрецы - вайделоты исполняли календарные обряды, посвящённые отдельным божествам.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_5.jpg)
"Знамя Видевута", изображающее трёх верховных прусских Богов.
Древние Пруссы и епископ Адальберт. Рельеф. XII век.
Пруссы имели свой фольклор, свое племенное единство, свой язык, своих богов, свою землю - все у них было. Но они не сумели противостоять натиску колонизаторов, владевших письменностью и боле высоким уровнем культуры, и пруссы ассимилировались. Они начали говорить по-немецки, стали забывать свои песни и стали исчезать. В Х1У веке ещё была жива легенда о последнем прусском сказителе, который пел народные песни на прусском языке. Языческие мотивы, темы, образы народной культуры Пруссии жили до начала ХХ века в легендах и песнях местных жителей.
![В начале XII в. началась восточная экспансия феодальных государств Центральной Европы. Самые трагические страницы в истории прусского народа связаны с нашествием на их землю Тевтонского ордена. Более пятидесяти лет пруссы вели героическую борьбу против захватчиков. Но силы были неравными. 1283 год считается последним годом прусской независимости.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_6.jpg)
В начале XII в. началась восточная экспансия феодальных государств Центральной Европы. Самые трагические страницы в истории прусского народа связаны с нашествием на их землю Тевтонского ордена. Более пятидесяти лет пруссы вели героическую борьбу против захватчиков. Но силы были неравными. 1283 год считается последним годом прусской независимости.
![На завоёванной земле Тевтонский Орден создал своё государство. Длительное время культурные силы черпались им из других стран, собственной базы для их становления не создавалось.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_7.jpg)
На завоёванной земле Тевтонский Орден создал своё государство. Длительное время культурные силы черпались им из других стран, собственной базы для их становления не создавалось.
![Суровый устав орденских братьев заставлял их ограничивать свои человеческие потребности, распространяя ограничения и на культуру. В заученном суровом ритме протекала и жизнь при дворе магистра.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_8.jpg)
Суровый устав орденских братьев заставлял их ограничивать свои человеческие потребности, распространяя ограничения и на культуру. В заученном суровом ритме протекала и жизнь при дворе магистра.
![Для простого населения, ремесленников и крестьян, долгое время единственным развлечением было посещение балаганных зрелищ, знакомство с искусством странствующих комедиантов, фокусников, музыкантов, которые были носителями народной музыки. Эти странствующие артисты были универсальными мастерами: они сочетали пение, пляску, игру на различных инструментах с фокусничеством, цирковым искусством, кукольным театром .](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_9.jpg)
Для простого населения, ремесленников и крестьян, долгое время единственным развлечением было посещение балаганных зрелищ, знакомство с искусством странствующих комедиантов, фокусников, музыкантов, которые были носителями народной музыки. Эти странствующие артисты были универсальными мастерами: они сочетали пение, пляску, игру на различных инструментах с фокусничеством, цирковым искусством, кукольным театром .
![Музыкальная культура и её развитие долгое время концентрировались в основном вокруг церкви. Здесь утверждались немецкое церковное пение, одноголосные хоралы. Церковь способствовала введению музыки в соборных и других школах.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_10.jpg)
Музыкальная культура и её развитие долгое время концентрировались в основном вокруг церкви. Здесь утверждались немецкое церковное пение, одноголосные хоралы. Церковь способствовала введению музыки в соборных и других школах.
![Только в 1413 году появился цех музыкантов, получивший первую охранную грамоту магистра. Изменения произошли при Фридрихе фон Заксене, который привёз с собой в Пруссию привычку к пышности и блеску. При его дворе стала звучать музыка, устраивались танцы. Музицирование приобрело характер постоянной службы у магистра.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_11.jpg)
Только в 1413 году появился цех музыкантов, получивший первую охранную грамоту магистра. Изменения произошли при Фридрихе фон Заксене, который привёз с собой в Пруссию привычку к пышности и блеску. При его дворе стала звучать музыка, устраивались танцы. Музицирование приобрело характер постоянной службы у магистра.
![Инструментами музыкантов были труба, дудка, литавры, скрипка, тромбон, лира.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_12.jpg)
Инструментами музыкантов были труба, дудка, литавры, скрипка, тромбон, лира.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_13.jpg)
Альбрехт Бранденбург –Ансбахский – великий магистр Тевтонского Ордена (1511-1525) Герцог Пруссии (1525-1568) При Альбрехте развитие культуры получило мощный толчок. Заботясь о просвещении подданных в лютеранском духе и невзирая на расходы, герцог приглашал в страну образованных людей. Он переписывался со многими художниками и музыкантами, приглашал их ко двору. Альбрехт основал в своей стране школы, гимназию и в 1544 году университет в Кёнигсберге (Collegium Albertinum), впоследствии ставшим крупным научным центром. Подражая примеру европейских княжеских дворов, Альбрехт завёл свой хор и инструментальную капеллу, во главе которых стояли приглашённые музыканты, принимал личное участие в составлении сборников песен Пруссии и был даже автором хорала «Все будет так, как хочет Господь». В 1527 году в Кенигсберге вышли из печати два его церковных песенника. В 1540 году придворный капельмейстер Альбрехта Ганс Кугельманн опубликовал “Книгу мелодий хоралов”... С приходом Альбрехта Бранденбургского Восточная Пруссия становится страной музыки, Кёнигсберг – ведущим музыкальным городом.
![Творчество композитора Генриха Альберта (1604-1651) и поэта Симона Даха (1605-1659) сыграло существенную роль в истории песни немецкого барокко. В 1650 году Симон Дах, вместе со своим другом Генрихом Альбертом, органистом Кафедрального собора Кёнигсберга, основывают поэтический кружок](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_15.jpg)
Творчество композитора Генриха Альберта (1604-1651) и поэта Симона Даха (1605-1659) сыграло существенную роль в истории песни немецкого барокко. В 1650 году Симон Дах, вместе со своим другом Генрихом Альбертом, органистом Кафедрального собора Кёнигсберга, основывают поэтический кружок "Ревнителей бренности", который объединяет многих поэтов и музыкантов того времени. Члены кружка чаще всего собирались в "Тыквенной хижине", так они называли сад Генриха Альберта, что располагался на берегу реки Преголи на острове Ломзе (сейчас в Калининграде на этом месте построена так называемая "Рыбная деревня»). А "Тыквенной хижиной" сад прозвали потому, что больше всего у Альберта произрастало тыкв, на которых богемная публика, как пишут, любила царапать всякие поэтические строчки. Симон Дах - автор стихов знаменитой песни «Анхен из Тарау» (Анхен – современница авторов), а Генрих Альберт – автор музыки к ней.
Симон Дах
Памятник Анхен а Клайпеде
Памятный камень Анхен в Черняховске
Фридрих II Великий Король Пруссии (с 31 мая 1740 по 17 августа 1786) Фридрих проявил себя как покровитель наук и искусств. Он учредил в 1742 году Королевскую оперу. Открытие (премьерная постановка оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна) Королевской оперы состоялось ещё в недостроенном здании 7 декабря 1742. Кроме того, король был сам одарён музыкально, играл на флейте и сочинял музыку (ок. 100 сонат и 4 симфонии, концерты для флейты сочинения Фридриха II до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте). В области музыки Фридрих II прославился также тем, что в 1747 году пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха. Результатом этой встречи стало Музыкальное приношение Баха — цикл из нескольких пьес, написанных на тему, сочинённую и предложенную Баху королём. При дворе короля жили и работали крупные композиторы своего времени, среди них: флейтист, композитор, крупнейший музыкальный теоретик того времени и личный учитель короля по флейте Иоганн Иоахим Кванц, которого он предпочитал и ценил выше всех других служивших у него музыкантов, сын Иоганна Себастьяна Баха композитор Карл Филипп Эммануил, композитор и клавесинист Кристоф Шаффрат, композитор Карл Генрих Граун, Иоганн Готлиб Граун, композитор, лютнист и музыкальный теоретик Эрнст Готлиб Барон, знаменитый чешский композитор и скрипач Франтишек Бенда, для капеллы которого приобретались инструменты лучших итальянских мастеров Амати и Страдивари.
![Иоганн Иоахим Кванц Иоганн Себастьян Бах Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах Карл Генрих Граун Франтишек Бенда](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_17.jpg)
Иоганн Иоахим Кванц
Иоганн Себастьян Бах
Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах
Карл Генрих Граун
Франтишек Бенда
![Карл Филипп Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан - Суси. 1852 г. Старая национальная галерея.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_18.jpg)
Карл Филипп Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан - Суси. 1852 г. Старая национальная галерея.
Принцесса Анна Амалия Прусская: композитор и музыкант (1723 - 1787) Музыкально одарённая Амалия, младшая сестра короля Пруссии Фридриха Великого, начала уроки игры на клавесине и пианино в 17 лет, после смерти своего отца, «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, ненавидевшего музыку. В 21 год Амалия занялась композицией. Она также научилась играть на флейте, лютне, органе и скрипке. Технике композиции Амалию обучал Иоганн Филипп Кирнбергер. Амалия Прусская сочиняла кантаты, хоралы и марши. Она прославилась своей коллекцией в области исследования творчества Баха. Её собрание нот и манускриптов, так называемая «библиотека Амалии», является одним из экспонатов Государственной библиотеки в Берлине. Следует отдать дань уважения просвещенной принцессе: она всерьез увлекалась музыкой лейпцигского кантора и поддерживала отношения с его старшими сыновьями, стараясь узнать от них как можно больше об их отце. Ее личным учителем "музыки и контрапункта" был композитор и органист Иоганн Филипп Кирнбергер, один из учеников "старого Баха".
Иоганн Филипп Кирнбергер
Карл Фридрих Цельтер
Музыкальная культура Восточной Пруссии XVIII-XIX веков В ХVI-ХIХ веках композиционная школа Восточной Пруссии была сосредоточена в Кёнигсберге. Её представители, творцы музыки, писали разные произведения во всех известных и признанных во всей Европе жанрах; язык музыки соответствовал общеевропейским традициям и тенденциям. Иоганн Фридрих Рейхардт (1752 - 1814) - композитор, писатель, пианист и музыкальный критик. Он учился в Кенигсберге, изучал философию, играл на скрипке, фортепьяно. Ещё в Лейпциге занимался у известного кантора церкви святого Фомы И.А. Хиллера. Он первым обратил внимание на талант Людвига ван Бетховена. Во времена наполеоновских войн Рейхардт перебрался в Кенигсберг, где писал музыку во всех тогда существующих жанрах. Но большую популярность он получил, как автор песен (1500). Он является родоначальником баллады и немецкого лидершпиля (жанр драматической песни). На композитора влияла поэзия Гёте, и самый объёмный и лучший свой сборник он назвал «Песни, баллады и романсы Гёте» (1809-1811).
Иоганн Фридрих Рейхардт
![Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (1776 – 1822) В конце XVIII века - в начале XIX века в университете Кенигсберга работал композитор, писатель, дирижёр, музыкальный критик, певец, ученик Рейхардта - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Гофман родился 24 января 1776 года в Кенигсберге. Учился пению и игре на фортепиано и скрипке. Умел играть на арфе. Первым произведением, сделавшим молодого кенигсбержца знаменитым, оказалась опера](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_21.jpg)
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (1776 – 1822) В конце XVIII века - в начале XIX века в университете Кенигсберга работал композитор, писатель, дирижёр, музыкальный критик, певец, ученик Рейхардта - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Гофман родился 24 января 1776 года в Кенигсберге. Учился пению и игре на фортепиано и скрипке. Умел играть на арфе. Первым произведением, сделавшим молодого кенигсбержца знаменитым, оказалась опера "Ундина", которая до сих пор украшает репертуар многих театров мира. К драмам Захария Вернера пишет музыку. Первая из них «Крест у Балтийского моря» (1805 г.) на темы Восточной Пруссии. Позднее Гофман написал оперы «Русалка» (1813), «Аврора» (1812) и другие. Гофман считается основоположником романтической музыкальной эстетики. Несмотря на тематику, характерную для эстетики романтизма, стилистика произведений Гофмана осталась близка классицизму.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман
![XIX век – период расцвета композиторской школы В течение XIX века музыка композиторов Восточной Пруссии уже всесторонне отражала только сформировавшиеся особенности эпохи романтизма, присущие ей эстетику и тематику. Значительный след в музыкальной жизни Кенигсберга оставил композитор, дирижер, музыкальный критик Генрих Дорн. В 1828-1832 годах Дорн работал директором Кёнигсбергского музыкального театра и капельмейстером. Г. Дорн - признанный автор церковной музыки, кантат, фортепианной музыки и песен, сочинял романтические оперы: «Оруженосцы Роланда», «Нищий», «Один день в России», «Нибелунги» и др. Все они были поставлены в Кёнигсбергском и Рижском оперных театрах. Генрих Дорн](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_22.jpg)
XIX век – период расцвета композиторской школы В течение XIX века музыка композиторов Восточной Пруссии уже всесторонне отражала только сформировавшиеся особенности эпохи романтизма, присущие ей эстетику и тематику. Значительный след в музыкальной жизни Кенигсберга оставил композитор, дирижер, музыкальный критик Генрих Дорн. В 1828-1832 годах Дорн работал директором Кёнигсбергского музыкального театра и капельмейстером. Г. Дорн - признанный автор церковной музыки, кантат, фортепианной музыки и песен, сочинял романтические оперы: «Оруженосцы Роланда», «Нищий», «Один день в России», «Нибелунги» и др. Все они были поставлены в Кёнигсбергском и Рижском оперных театрах.
Генрих Дорн
![Рихард Вагнер (1813-1883) С музыкальной жизнью Кенигсберга связано имя и творчество этого величайшего мирового музыкального гения XIX века. С 1836 года Р. Вагнер работал в Кёнигсберге в театральном симфоническом оркестре, писал музыку, большей частью праздничные увертюры. Немецкие музыкальные критики отмечали, что большое влияние на Р. Вагнера оказало творчество Гофмана, обусловившее его интерес к жизни Восточной Пруссии, её мифологии. Композитор стремился познать и проникнуться духом этого края, интересовался его историей, легендами. Этот опыт он воплотил в музыкальных произведениях . Рихард Вагнер](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_23.jpg)
Рихард Вагнер (1813-1883)
С музыкальной жизнью Кенигсберга связано имя и творчество этого величайшего мирового музыкального гения XIX века. С 1836 года Р. Вагнер работал в Кёнигсберге в театральном симфоническом оркестре, писал музыку, большей частью праздничные увертюры. Немецкие музыкальные критики отмечали, что большое влияние на Р. Вагнера оказало творчество Гофмана, обусловившее его интерес к жизни Восточной Пруссии, её мифологии. Композитор стремился познать и проникнуться духом этого края, интересовался его историей, легендами. Этот опыт он воплотил в музыкальных произведениях .
Рихард Вагнер
![Отто Николаи (1810-1841) Отто Николаи родился в семье кёнигсбергского музыканта. Это самый одарённый сын Восточной Пруссии XIX века, прославившийся оперой «Виндзорские проказницы». Она была триумфально исполнена в Кенигсберге в апреле 1853 года. Это шедевр, в котором проявился романтический стиль композитора, объединяющий черты итальянских и немецких комических опер. В ней заметно воздействие итальянской оперы - буффа при сохранении преемствственных связей с австрийским зингшпилем (прежде всего В. А. Моцарта). В Кенигсберге основное внимание он уделял созданию музыкальных произведений, публиковал их в печати, объяснял свойства мелодий, раскрывая тем самым их особенности и всю красоту песен. Отто Николаи](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_24.jpg)
Отто Николаи (1810-1841) Отто Николаи родился в семье кёнигсбергского музыканта. Это самый одарённый сын Восточной Пруссии XIX века, прославившийся оперой «Виндзорские проказницы». Она была триумфально исполнена в Кенигсберге в апреле 1853 года. Это шедевр, в котором проявился романтический стиль композитора, объединяющий черты итальянских и немецких комических опер. В ней заметно воздействие итальянской оперы - буффа при сохранении преемствственных связей с австрийским зингшпилем (прежде всего В. А. Моцарта). В Кенигсберге основное внимание он уделял созданию музыкальных произведений, публиковал их в печати, объяснял свойства мелодий, раскрывая тем самым их особенности и всю красоту песен.
Отто Николаи
![Герман Густав Гётц (Гёц) ( 1840-1876) Композитор, органист, пианист Герман Густав Гётц родился в Кёнигсберге. За свою недолгую жизнь он написал две оперы, симфонию, «Весеннюю увертюру», концерты для фортепиано. Наиболее известной пьесой является «Звучание Отечества» оп.7, №7. Бессмертным творением немецкой сценической музыки стала его лучшая, весёлая опера «Укрощение строптивой» (по Шекспиру, либретто Видмана). Эти оперы и некоторые другие написаны в стиле классицизма. В произведениях инструментального жанра, написанных Гётцем, чувствуется настроение, близкое к романтизму: в их звучании слышится бесконечная грусть, присущая взморью и это настроение связано с миром идей Восточной Пруссии.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_25.jpg)
Герман Густав Гётц (Гёц) ( 1840-1876)
Композитор, органист, пианист Герман Густав Гётц родился в Кёнигсберге. За свою недолгую жизнь он написал две оперы, симфонию, «Весеннюю увертюру», концерты для фортепиано. Наиболее известной пьесой является «Звучание Отечества» оп.7, №7. Бессмертным творением немецкой сценической музыки стала его лучшая, весёлая опера «Укрощение строптивой» (по Шекспиру, либретто Видмана). Эти оперы и некоторые другие написаны в стиле классицизма. В произведениях инструментального жанра, написанных Гётцем, чувствуется настроение, близкое к романтизму: в их звучании слышится бесконечная грусть, присущая взморью и это настроение связано с миром идей Восточной Пруссии.
Расцвет хоровой музыки.
Во второй половине XIX века хоровую музыку в Кенигсберге создавали композиторы Христиан Урбан, Трунн, Келлер, Адольф Янцен. Но самые значительные произведения этого жанра были написаны композитором Констанцем Бекнекером .
С 1872 года Бернекер преподавал в Академии пения в Кенигсберге, дирижировал на концертах, писал критические статьи о музыке, основное внимание уделял созданию музыкальных произведений церковного и хорового жанров. Его оратория «Юдифь», большие церковные кантаты «Вознесение Христа на небо» и «Христос моя жизнь» - являются значительными художественными памятниками восточно-прусской религиозной музыки.
Природой нашего края, её народными песнями, произведениями поэтов Восточной Пруссии восхищался композитор конца XIX века Карл Кампф. В его песнях оживают картины Восточной Пруссии: «Утро Балтики», «Торжество утра». Он гармонизировал народные песни Восточной Пруссии, переложил их для мужского хора. В 1905 году создал сюиту «С балтийского края», в которой отразил своё восхищение Восточной Пруссией.
Во второй половине XIX века в Кенигсберге были популярны произведения композитора Эрнста Шлипа. Сюжет его оперы «Мариенбург» основан на истории сражений рыцарей Ордена со славянами, татарами и включает любовные мотивы.
![Музыкальная жизнь Кенигсберга конца XIX – начала XX века Во второй половине XIX века в Кенигсберге шло бурное развитие музыкальной жизни. Создавалось очень много музыкальных обществ: «Филармония», «Мелодия», «Кенигсбергское общество хорового пения» и «Певческая академия». В 1879 году в Кенигсберге впервые была поставлена опера Бизе «Кармен». Вершиной этого подъёма стало основание Кенигсбергской консерватории. В 1907 году в Кенигсберге, освятили католическую кирху Святого Семейства в неоготическом стиле, которой примерно через 70 лет суждено будет стать концертным залом Калининградской филармонии и главным очагом музыкальной жизни города. Перед 1-й Мировой войной значительным событием было торжественное открытие Городского зала (Штадтхалле) 27 марта 1912 года. Сразу после открытия Городской зал стал центром культурной и музыкальной жизни города.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_27.jpg)
Музыкальная жизнь Кенигсберга конца XIX – начала XX века
Во второй половине XIX века в Кенигсберге шло бурное развитие музыкальной жизни. Создавалось очень много музыкальных обществ: «Филармония», «Мелодия», «Кенигсбергское общество хорового пения» и «Певческая академия». В 1879 году в Кенигсберге впервые была поставлена опера Бизе «Кармен». Вершиной этого подъёма стало основание Кенигсбергской консерватории.
В 1907 году в Кенигсберге, освятили католическую кирху Святого Семейства в неоготическом стиле, которой примерно через 70 лет суждено будет стать концертным залом Калининградской филармонии и главным очагом музыкальной жизни города.
Перед 1-й Мировой войной значительным событием было торжественное открытие Городского зала (Штадтхалле) 27 марта 1912 года. Сразу после открытия Городской зал стал центром культурной и музыкальной жизни города.
![К началу тридцатых годов композитор из Кёнигсберга, Хэрберт Бруст , искал автора текста для своей «Оратории Родины». На публикацию в «Кёнигсберской газете» откликнулся поэт Эрих Ханнигхофер (1908 - 1945). Он нашёл для оратории слова, запечатлевшие образ родины в великолепных картинах. Почти предвидя трагическую судьбу страны, он подарил картину Восточной Пруссии дню сегодняшнему: Родина, мы зовём тебя! Пой с нами песню твоих просторов! Пой с нами хорал твоей судьбы! Пой с нами, немецкий народ, Песнь Восточной Пруссии…! Так начиналась эта великолепная кантата любви к родине и замирала в трогательном заключительном пении хора: «Страна тёмных лесов и хрустальных озёр….». Хэрберт Бруст, вдохнул жизнь в слова своими гармониями и мелодиями. В начале 1933 года оратория «Восточная Пруссия» была впервые транслирована по радио Остмарка в Кёнигсберге и нашла большой отклик в народе. Херберт Бруст (1900-1968)](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_28.jpg)
К началу тридцатых годов композитор из Кёнигсберга, Хэрберт Бруст , искал автора текста для своей «Оратории Родины». На публикацию в «Кёнигсберской газете» откликнулся поэт Эрих Ханнигхофер (1908 - 1945). Он нашёл для оратории слова, запечатлевшие образ родины в великолепных картинах. Почти предвидя трагическую судьбу страны, он подарил картину Восточной Пруссии дню сегодняшнему:
Родина, мы зовём тебя!
Пой с нами песню твоих просторов!
Пой с нами хорал твоей судьбы!
Пой с нами, немецкий народ,
Песнь Восточной Пруссии…!
Так начиналась эта великолепная кантата любви к родине и замирала в трогательном заключительном пении хора: «Страна тёмных лесов и хрустальных озёр….».
Хэрберт Бруст, вдохнул жизнь в слова своими гармониями и мелодиями.
В начале 1933 года оратория «Восточная Пруссия» была впервые транслирована по радио Остмарка в Кёнигсберге и нашла большой отклик в народе.
Херберт Бруст (1900-1968)
![В Калининградской области сочетаются немецкая и советская архитектура и культура старины и современности. Несмотря на вынужденную изоляцию от культурных российских центров, в ней развиваются традиции русской культуры, и не забываются музыкальные и культурные традиции Восточной Пруссии.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_29.jpg)
В Калининградской области сочетаются немецкая и советская архитектура и культура старины и современности.
Несмотря на вынужденную изоляцию от культурных российских центров, в ней развиваются традиции русской культуры, и не забываются музыкальные и культурные традиции Восточной Пруссии.
Использованные источники
♪ Компакт-диск: Энциклопедия классической музыки.-2005.
♪ Компакт-диск. Большая энциклопедия. Словарь терминов Кирилла и Мефодия.- 2006.
♪ Компакт-диск. Шедевры классической музыки. Часть 4. – 2006.
♪ Вестер П., Глински Г., фон. Кёнигсберг. Прошлое и современность. Вестенройц-ферлаг, Берлин / Бонн, 1966.
♪ Галь Г. Три мастера – три мира. – М. – 1986.- с.181-185.
♪ Гаузе Ф. Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города. Реклингтон, 1994.
♪ Дунаевский Д. К вопросу о формировании музыкальной культуры в Кёнигсберге //
♪ Коровина Е. Сказки про Гофмана. К 225-летию Э.Т.А. Гофмана // Старинная музыка
♪ Кшанене Д. Музыка Кёнигсберга XVI – XIX веков // Балтика. – 2006. № 1.
♪ Луганский Н. Музыкальный символ Кёнигсберга// Каскад. – 2001.- 3 августа.- с.5
♪ Орлов А. Два лика Росгартена // Страж Балтики, 1992.
♪ Осипова Л. Прошлое и настоящее российских регионов// Музыкальная академия. – 2005. - № 1.
♪ Русанов А.В. Кенигсберг – Калининград: связь культур и времен //"Всероссийская конференция туристско-краеведческого движения "Отечество". Сборник тезисов и аннотаций М.; ЦДЮТ, 1997.
♪ Чернышёва В. Германское дерево и кёнигсбергский плод// Дм. Донского, 1.-1999.-9 апреля.
♪ Чернышёва В. Музыкальная культура Кёнигсберга // Свободная зона. – 1998. – 13 марта.
♪ Школьная энциклопедия «Руссика». История Средних веков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
♪ http://konigsberg.ucoz.com
♪ http://xn--b1adccaencl
♪ http://art.vlsu.ru/index.
♪ https://yandex.ru/
♪ http://www.liveinternet.ru
![Спасибо за внимание](http://fsd.intolimp.org/html/2017/02/08/i_589a3626c12bb/img_phpJ8BA9Z_Muzykalnaya-kultura-Vostochnoj-Prussii-Novichkova-A.N_31.jpg)
Спасибо за внимание