«Зима 2025»

"Межкультурное взаимодействие средствами музыки"

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАЩИХСЯ

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Ребенок М.Н.

Школа-гимназия вальдорфской ориентации, г. Уральск, Казахстан


МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАЩИХСЯ


Аннотация. В данной статье рассматривается идея модернизации общественного сознания, выдвинутая Главой государства, которая является абсолютно закономерной и объективно необходимой. Наиболее благоприятным для воспитательного воздействия является период обучения в школе, где происходит формирование и развития культурных и этических основ личности учащегося; активно формируются его характер, установки, стереотипы поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать гордость за национальную культуру и уважительное отношение к другой культуре.

В Стратегии «Казахстан - 2050» Президент Казахстана отмечает, что «Традиции и культура - это генетический код нации». В новой платформе особо подчеркивается, что главным условием модернизации является сохранение своей культуры, своего национального кода. Духовная модернизация общества должна опираться на лучшие традиции и национально-культурные корни.

Н.А. Назарбаев выделяет: «Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, нужно чтобы мир нас узнал по культурным достижениям…мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Учащиеся должны научиться осознавать ведущие ценностные ориентации цивилизации, приобщаться к национальной культуре, через музыкальные произведения национальной культуры и произведений других народов мира, что способствует обогащению их  духовно-нравственного и социокультурного опыта и тем самым ведет к «диалогу культур», которому уделяется большое значение в современном мире.

В статье Н.А. Назарбаев подчеркивает, что «наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры» [6].

Как показывает проведенный анализ научных трудов, в музыкальном образовании практически не уделяется специального внимания проблеме подготовки к межкультурному взаимодействию средствами музыкального искусства: не выявлена роль музыкального образования в подготовке к межкультурному взаимодействию; не исследована подготовка межкультурного взаимодействия сквозь призму духовных ценностей, заложенных в музыкальной культуре; в контексте диалога культур и межкультурной коммуникации в процессе постижения музыки разных этнических традиций [2, с.67].

Возможность развития межкультурной компетентности личности при углублении в национальную музыкальную культуру и изучении музыкальной культуры других стран в рамках музыкального образования ранее никем не исследовалась. В этой связи, опираясь на данный и приведенные выше доводы, проблема подготовки к межкультурному взаимодействию средствами музыки приобретает особое значение и актуальность.

Изучение, сохранение и приумножение культурного наследия Казахстана служит важнейшей предпосылкой формирования национально-эстетического самосознания общества, гражданско-патриотических качеств, является фундаментом роста духовных и нравственных сил народа. Важной составной частью и достоянием национальной культуры является музыкальное искусство [5, с.17]. Необходимость изучения на новом теоретико-методологическом уровне проблемы подготовки к межкультурному взаимодействию в процессе обучения музыке обусловлена рядом причин, среди которых: растущая динамика развития казахстанского и мирового сообщества, отсутствие теоретических и практических разработок в данном направлении. Межкультурное взаимодействие становится объективным и неотъемлемым компонентом современной жизни в многонациональном и поликультурном обществе.

В школьном возрасте происходит важнейший этап социализации и культурной адаптации человека, сознательное усвоение норм, ценностей и правил социального поведения. Вместе с тем, в процессе инкультурации и социализации человек приобретает не только положительные знания и навыки, помогающие в дальнейшей жизнедеятельности, но и накапливает в своем подсознании этнические, культурные и социальные стереотипы и предрассудки, закрепляющиеся с возрастом и препятствующие созданию эффективного межкультурного диалога. Одной из главных задач музыкального образования в этой связи выступает развитие культуры, которая наиболее отчетливо проявлялась бы в отношениях личности к окружающей многомерной, поликультурной музыкальной действительности. Межкультурный потенциал музыкального искусства является средством формирования этнокультурной толерантности, что проявляется в восприятии национальной музыки, а так же музыки разных народов и в стремлении познать музыкальную культуру того или иного народа, в способности понять ее музыкальный язык и, как следствие - принять эту культуру. Межкультурное взаимодействие позволяет интегрировать в музыкально-образовательный процесс все достижения прошлого и настоящего, стимулировать поликультурную способность мышления субъекта, готового к преобразованиям окружающего музыкального мира, обеспечивая, таким образом, его поступательное развитие.

Специфическая природа межкультурного взаимодействия средствами музыки определяется характером их отношений, а также его ведущими содержательными направленностями, в частности, обогащением учащихся через традиции, ценности, культурные образцы, общую культуру, уникальностью получаемых продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого субъекта взаимодействия в соответствии с его интересами, способностью находить рациональные решения через сочетание знания и опыта в той или иной сфере деятельности.

Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.

Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, музыки, которые не характерны для нас самих. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.

Музыкально-познавательная деятельность осуществляется тогда, когда учащиеся воспроизводят сам процесс рождения музыкальных образов, самостоятельно отбирают выразительные средства, раскрывают смысл интонаций, творческий замысел автора и исполнителя. В основе такой деятельности лежит развитие интонационного музыкального мышления учащихся в процессе моделирования коммуникативных свойств целостной музыкальной культуры, личностно-творческого диалога композитора, исполнителя и слушателя.

В Школе-гимназии вальдорфской ориентации применима подготовка к межкультурному взаимодействию средствами музыки, т.к. учащиеся с удовольствием исполняют вокальные произведения композиторов Казахстана, а так же композиторов народов мира, играют на фортепиано и флейте пьесы различных стилей, эпох и жанров.

Анализ изучения проблемы показал, что межкультурное взаимодействие средствами музыки представляет собой определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженных в деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, что в единстве входит в состав культурной среды любого образовательного учреждения.


Список использованной литературы

  1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. 238с.

  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.:
    Просвещение, 1983.
    224с.
  3. Арнольдов А.И. Открытие мира культуры: Беседы с молодыми. М.: МГУКИ, 2003.170с.

  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. 192с.

  5. Зорилова Л.С. Духовные основы музыкальной культуры // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып.12. М.: МГУКИ, 1998. 1623с.

  6. Назарбаев Н.А. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", Астана, 2017


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее