«Зима 2025»

Нравственные уроки М. Пришвина

Цель: определить, каким нормам, правилам поведения мы можем научиться, прочитав эту сказку-быль.

Задачи урока: проанализировать поведение героев, найти причины их ссоры, увидеть, что помогло им выйти из трудной ситуации, как помогла им природа

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Нравственные уроки М.М.Пришвина (по рассказу «Кладовая солнца»)

Лыжина Л.А., учитель КГУ «Средняя школа № 43

им. Г.Мусрепова» г. Петропавловска

1. Формулировка целей и задач урока

Как вы понимаете слова «нравственный», «нравственность»?

По словарю : «Нравственностью называют нормы, правила поведения, то, что имеет отношение к понятию добра, правды, справедливости». Исходя из значения слов, входящих в формулировку темы, определите цель нашего урока и задачи.

Цель: определить, каким нормам, правилам поведения мы можем научиться, прочитав эту сказку-быль.

Задачи урока: проанализировать поведение героев, найти причины их ссоры, увидеть, что помогло им выйти из трудной ситуации, как помогла им природа

2. Слово о писателе

2.1История жизни писателя (презентация)

Как у писателя возникла идея написать этот рассказ?

2.1 Сообщение ученика

Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». В своих произведениях автор не только описывает природу, рассказывает о героях, но и размышляет о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой, т.е. его произведения пронизаны тонким философским подтекстом.

Далеко не простым был творческий путь художника. Сам Пришвин оценил его так: «Весь путь мой был из одиночества в люди». «Кладовая солнца» - в определенной степени итог этого пути. Она стала, поэтому, едва ли не самой солнечной книгой писателя: так много в ней света, красок, любви к жизни, трепетного чувства счастья.

Во время Великой Отечественной войны М.М. Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, затем в Усолье. В это трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно судьба ленинградских детей, эвакуированных в эти места. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротливую участь. И в нем крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту – написать современную сказку-быль. «Содержание всякой сказки, - писал Пришвин, - это борьба человека-героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым». Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением горячей веры писателя в победу добра и света. Создана она вскоре после войны, в мае-июне 1945 года. В ней еще чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета радостным ощущением победы и весны.

3 Составление таблицы «Признаки сказки и рассказа в «Кладовой солнца»

По жанру это сказка и быль одновременно. Давайте выделим признаки сказки и были в этом произведении (составление таблицы)

Сказка – это повествование, основанное на вымысле. В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).В рассказе Пришвина, как и в сказке, герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. В рассказе, как в сказке, есть предмет-помощник – это компас. В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. В рассказе, как и в сказке, природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. Название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. Как и в сказке, рассказ Пришвина имеет поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Вывод: по жанру это сказка и быль одновременно.

4 Работа в группах

Задания для групп

1 группа

Составить характеристику Насти (чем занимается, что умеет, как рассуждает, как ведёт себя по отношению к брату)

Составить распорядок дня Насти

Характеризовать героев мы будем по плану:

1.     Имя героя, о котором ты будешь рассказывать.

2.     Обстановка, в которой  живёт герой.

·     Где: место жительства; ·     С кем: семья.

3.     Портрет героя:

·        Возраст

·        Лицо

·        Глаза

·        Волосы

·        Телосложение

4.     Занятия героя, его интересы.

5.     Характер героя, как, с какими чувствами он относится к близким, к                    

окружающим его людям.

6.     Как автор произведения относится к этому герою. Как, по каким словам, выражениям ты это понял.

7.     Какие чувства вызывает этот герой у тебя, почему?

2 группа

Составить характеристику Митраши. Что умеет? Что знает? Как относится к людям? За что отвечает в семье?

3 группа

Как ребята собираются в лес? Что берут с собой? Как одеваются? Что знают о лесе?

Составить памятку «Как собираться в лес»

4 группа

Составить карту Блудова болота. Проложить совместный маршрут Насти и Митраши.

Составить памятку «Как вести себя на болоте»

Сделайте вывод : какой нравственный закон нарушили дети? Как нужно поступать в трудных ситуациях?

5 группа

Пришвин много внимания уделяет природе. Ещё один урок автора – это разумное и грамотное отношение к природе.

Перевести значение звуков птиц и животных

Задание: «Переведите язык животного мира на человеческий язык».

  1. Как по-тетеревиному «солнце»?

  2. Поздоровайтесь по-тетеревиному

  3. «Кра», - крикнула ворона в гнезде. Что это значит?

  4. «Дрон-тон», - крикнул сторожевой ворон. Что это значит?

  5. «Дрон – тон!», - ответила самка. Что это значит?

  6. Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!»Что это значит?

  7. Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес?

  8. Что прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона?

Составить памятку «Что можно услышать в лесу, если знать язык животных и растений»

Вывод: ещё один нравственный урок: нужно быть внимательным исследователем природы, уметь слышать, видеть, наблюдать, тогда не будет ошибок, которые чуть не привели Митрашу к гибели.

6 группа

Найти изобразительно-выразительные средства языка при описании картин природы

Для чего они служат в этом рассказе? Как учит относиться к природе автор

Работа с текстами.

1 текст: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

2 текст: «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья подкрыль, и крикнул: «Чуф-ши!» по – тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» »

3 текст: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки… Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу , а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа… очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах…»

4 текст: «Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички. Черные ягодки с черным пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных

Вывод: при помощи изобразительно-выразительных средств Пришвин показывает нам, как красива природа, если научиться видеть эту красоту, если научиться ценить природу.

5 Инсценировка «Ссора Насти и Митраши». Анализ поведения героев.

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Почему поссорились ребята? Какие нормы они нарушили? (забыли о том, что нужно держаться вместе, советоваться, учитывать мнение другого, договариваться. Каждый из них посчитал себя более правым в споре)

6. Подведение итогов

В любой сказке есть поучительный смысл. Давайте сформулируем, чему мы научились, прочитав эту сказку-быль. Выберите из предложенных пословиц ту, которая , по вашему мнению, больше подходит для этого произведения. Объясните свой выбор.

Друзья в несчастье познаются

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой

Где дружба и совет – там и свет

Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова

Дерево держится корнями, а человек – друзьями

Дружба заботой да подмогой крепка

7 Рефлексия Метод пяти пальцев.

На листе бумаги ученики изображают раскрытую ладонь, напротив каждого пальца отвечают на предложенные вопросы

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?











4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее