![М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_0.jpg)
М.П. Мусоргский
опера «Борис Годунов»
![1869 г. – первая редакция 1872 г. – вторая редакция 1874 г. – премьера оперы](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_1.jpg)
1869 г. – первая редакция
1872 г. – вторая редакция
1874 г. – премьера оперы
![Главные герои: Борис Годунов Монах Пимен Григорий Отрепьев Монахи Варлаам и Мисаил Царевич Фёдор Царевна Ксения Князь Шуйский Марина Мнишек Юродивый народ](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_2.jpg)
Главные герои:
Борис Годунов
Монах Пимен
Григорий Отрепьев
Монахи Варлаам и Мисаил
Царевич Фёдор
Царевна Ксения
Князь Шуйский
Марина Мнишек
Юродивый
народ
![- В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи смутного времени. -В опере Мусоргского они получили новое современное звучание. -Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором. -Борис и поэтом и композитором показан умным, душевным, но не может он и не хочет даровать народу свободу. -Эта идея звучала остро и современно, и занимала передовые русские умы II половины XIX века. «Прошедшее в настоящем». -Пушкин и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. Это им нужно было, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире. -Главным в опере становится слово СОВЕСТЬ.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_3.jpg)
- В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи смутного времени.
-В опере Мусоргского они получили новое современное звучание.
-Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором.
-Борис и поэтом и композитором показан умным, душевным, но не может он и не хочет даровать народу свободу.
-Эта идея звучала остро и современно, и занимала передовые русские умы II половины XIX века. «Прошедшее в настоящем».
-Пушкин и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. Это им нужно было, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.
-Главным в опере становится слово СОВЕСТЬ.
![Образ народа: Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_4.jpg)
Образ народа:
Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.
![Россыпь народных типов: -Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»). -Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»). -Баба, жалобно причитающая. -Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»). Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_5.jpg)
Россыпь народных типов:
-Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»).
-Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»).
-Баба, жалобно причитающая.
-Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»).
Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.
![Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_6.jpg)
Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».
![](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_7.jpg)
![Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях: -монах Пимен - символ мудрости.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_8.jpg)
Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях:
-монах Пимен - символ мудрости.
![Варлаам-свободолюбия](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_9.jpg)
Варлаам-свободолюбия
![Григорий - подлости](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_10.jpg)
Григорий - подлости
![Юродивый - совести. Это слабоумный, больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_11.jpg)
Юродивый - совести. Это слабоумный, больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.
![Юродивый](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_12.jpg)
Юродивый
![ЮРОДИВЫЙ — центральный персонаж ). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира. В трагедии Ю. ни о чем не пророчествует. В опере образ приобретает провиденциальное значение. Поэтому Ю. появляется второй раз, в заключительной сцене, «Под Кремами». Он предсказывает «смутное время», льет слезы о душе православной: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда…»](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_13.jpg)
ЮРОДИВЫЙ — центральный персонаж ). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира. В трагедии Ю. ни о чем не пророчествует. В опере образ приобретает провиденциальное значение. Поэтому Ю. появляется второй раз, в заключительной сцене, «Под Кремами». Он предсказывает «смутное время», льет слезы о душе православной: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда…»
![Борис Годунов- сложный, неоднозначный трагический образ: личность, олицетворяющая власть; человек, подозреваемый в преступлении.](http://fsd.intolimp.org/html/2020/04/03/i_5e872442d88e9/img_phpfK23FA_prezentaciya-boris-godunov_14.jpg)
Борис Годунов- сложный, неоднозначный трагический образ: личность, олицетворяющая власть; человек, подозреваемый в преступлении.