![Понёва -элемент женского костюма села Роговатое](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_0.jpg)
Понёва -элемент женского костюма
села Роговатое
![Одежда с. Роговатое (бывшей Воронежской области) является своеобразной неотъемлемой разновидностью общерусского национального костюма с присущими ему характерными особенностями. Традиционный костюм села был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. Женская одежда была знаковой – она несла информацию о статусе человека, его причастности к определенной возрастной или территориальной группе населения. Каждому населенному пункту были присущи свои костюмы и его составные части. Различия прослеживаются на отдельных предметах одежды: рубахах, понёвах, передниках, головных уборах.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_1.jpg)
Одежда с. Роговатое (бывшей Воронежской области) является своеобразной неотъемлемой разновидностью общерусского национального костюма с присущими ему характерными особенностями.
Традиционный костюм села был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. Женская одежда была знаковой – она несла информацию о статусе человека, его причастности к определенной возрастной или территориальной группе населения.
Каждому населенному пункту были присущи свои костюмы и его составные части.
Различия прослеживаются на отдельных предметах одежды: рубахах, понёвах, передниках, головных уборах.
![В селе Роговатое Старооскольского района фиксируется понёва в значении «верхняя юбка». В современных говорах слово понёва имеет значение «праздничная шерстяная юбка в клетку, отделанная внизу лентами, узором». Дети, в семьях которых от прабабушек сохранились старинные понёвы, записывают воспоминания родственников о традициях их изготовления, истории создания одежды, привозят и демонстрируют их в музее.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_2.jpg)
В селе Роговатое Старооскольского района фиксируется понёва в значении «верхняя юбка». В современных говорах слово понёва имеет значение «праздничная шерстяная юбка в клетку, отделанная внизу лентами, узором».
Дети, в семьях которых от прабабушек сохранились старинные понёвы, записывают воспоминания родственников о традициях их изготовления, истории создания одежды, привозят и демонстрируют их в музее.
![Традиционная женская одежда Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма. Это подтверждается и археологическими материалами, и наличием форм, сходных с понёвой, у других славянских народов. В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине. «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы. Женская одежда с. Роговатое представляет собой поневный комплекс, с сарафаном и «парочкой».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_3.jpg)
Традиционная женская одежда
Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма. Это подтверждается и археологическими материалами, и наличием форм, сходных с понёвой, у других славянских народов.
В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине. «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы.
Женская одежда с. Роговатое представляет собой поневный комплекс, с сарафаном и «парочкой».
![Понёва Понёва является одним из наиболее древних компонентов роговатовской одежды. Носили поневу повсеместно, только замужние женщины. Обычно девочки до 15 лет ходили в одних рубахах с поясками, а с 15 лет надевали сарафан и после этого считались невестами. Сарафан шили из черной домотканой шерстяной ткани. Поневу шили из черной шерстяной клетчатой домашнего производства ткани. Основой ткани была «волосень» длинная шерсть, которая прялась и нить получалась тонкая, ровная и прочная. Понева состоялась из трех полотнищ, а четвертая - черная прошва. Прошва при надевании располагалась впереди и с боку.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_4.jpg)
Понёва
Понёва является одним из наиболее древних компонентов роговатовской одежды.
Носили поневу повсеместно, только замужние женщины. Обычно девочки до 15 лет ходили в одних рубахах с поясками, а с 15 лет надевали сарафан и после этого считались невестами.
Сарафан шили из черной домотканой шерстяной ткани.
Поневу шили из черной шерстяной клетчатой домашнего производства ткани. Основой ткани была «волосень» длинная шерсть, которая прялась и нить получалась тонкая, ровная и прочная.
Понева состоялась из трех полотнищ, а четвертая - черная прошва. Прошва при надевании располагалась впереди и с боку.
![Поневы делились на будничные и праздничные. Будничные, как правило, почти не украшались. Единственным украшением могла быть узкая полоска, которая нашивалась по краю подола. праздничная будничная](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_5.jpg)
Поневы делились на будничные и праздничные. Будничные, как правило, почти не украшались. Единственным украшением могла быть узкая полоска, которая нашивалась по краю подола.
праздничная
будничная
![Повседневные поневы ничем не украшались, имели только зеленые полосы по утку и красные на основе. Поневы назывались: об одной «зеленки», об двух «зеленка»; «посигушка» об трех зеленок; «дурочка» об трех зеленых. «посигушка» об трех зеленок об одной «зеленки» «дурочка» об трех зеленых](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_6.jpg)
Повседневные поневы ничем не украшались, имели только зеленые полосы по утку и красные на основе. Поневы назывались: об одной «зеленки», об двух «зеленка»; «посигушка» об трех зеленок; «дурочка» об трех зеленых.
«посигушка» об трех зеленок
об одной «зеленки»
«дурочка» об трех зеленых
![Поневу «об одной зеленки» повседневно носили пожилые женщины 70-80 лет. То есть, чем больше старилась женщина, тем меньше зеленых полос было на понёве.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_7.jpg)
Поневу «об одной зеленки» повседневно носили пожилые женщины 70-80 лет. То есть, чем больше старилась женщина, тем меньше зеленых полос было на понёве.
![Пожилые женщины носили поневу по праздникам. Она называлась «старушечьи полосы»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_8.jpg)
Пожилые женщины носили поневу по праздникам. Она называлась «старушечьи полосы»
![Было много видов праздничных понев. Самой нарядной и богатой являлась понева «по полотну братая». Она вышивалась шерстяными нитями (шленкой) плотным ковровым настилом так, что вышивка почти полностью закрывало черное полотно. Понева готовилась к свадьбе, ее надевала невеста на второй день свадьбы, затем носила молодая женщина только по великим годовым праздникам. «по полотну братая»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_9.jpg)
Было много видов праздничных понев. Самой нарядной и богатой являлась понева «по полотну братая». Она вышивалась шерстяными нитями (шленкой) плотным ковровым настилом так, что вышивка почти полностью закрывало черное полотно.
Понева готовилась к свадьбе, ее надевала невеста на второй день свадьбы, затем носила молодая женщина только по великим годовым праздникам.
«по полотну братая»
![Праздничными, надеваемыми по великим праздникам были поневы типа: голоклетка густыми, на которой между широкими продольными вышитыми густыми полосами оставались полосы не вышитой клетчатой ткани, поэтому понева и называлась голоклетка густыми. По полотну, по которому шились поневы «голоклетка» - пропускались белые полосы (ниточные), которые образуют клетки. Голоклетка редкими, она вышивалась не сплошными красными полосами. голоклетка редкими голоклетка густыми](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_10.jpg)
Праздничными, надеваемыми по великим праздникам были поневы типа: голоклетка густыми, на которой между широкими продольными вышитыми густыми полосами оставались полосы не вышитой клетчатой ткани, поэтому понева и называлась голоклетка густыми. По полотну, по которому шились поневы «голоклетка» - пропускались белые полосы (ниточные), которые образуют клетки.
Голоклетка редкими, она вышивалась не сплошными красными полосами.
голоклетка редкими
голоклетка густыми
![Краснополоска густыми, полотно которой без белых полос, с густо вышитыми красными полосами. Краснополоска редкими вышита красными неширокими полосами . краснополоска густыми краснополоска редкими](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_11.jpg)
Краснополоска густыми, полотно которой без белых полос, с густо вышитыми красными полосами.
Краснополоска редкими вышита красными неширокими полосами .
краснополоска густыми
краснополоска редкими
![Технологическая карта на изготовление понёвы](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_12.jpg)
Технологическая карта на изготовление
понёвы
![Изучение данного экспоната музея полезно для учителей начальной школы, учителей технологии, классных руководителей, на занятиях внеурочной деятельности по изучении истории родного края, его традиций и обрядов. На занятиях детский объединений дополнительного образования учащимся эта тема может быть интересна и полезна. Они знакомятся с понёвой, с разновидностями, с обрядами села, когда используется женский костюм, в частности – понёва. Роговатовская понёва является уникальным памятником материальной и духовной культуры села Роговатое. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, понёва одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_13.jpg)
Изучение данного экспоната музея полезно для учителей начальной школы, учителей технологии, классных руководителей, на занятиях внеурочной деятельности по изучении истории родного края, его традиций и обрядов.
На занятиях детский объединений дополнительного образования учащимся эта тема может быть интересна и полезна. Они знакомятся с понёвой, с разновидностями, с обрядами села, когда используется женский костюм, в частности – понёва.
Роговатовская понёва является уникальным памятником материальной и духовной культуры села Роговатое. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, понёва одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.
![Понёва, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать. Впоследствии обычай впервые надевать поневу был перенесён в свадебный обряд, и понёва в народном сознании стала связываться с нелегкой женской долей, с потерей девичьей свободы.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_14.jpg)
Понёва, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать. Впоследствии обычай впервые надевать поневу был перенесён в свадебный обряд, и понёва в народном сознании стала связываться с нелегкой женской долей, с потерей девичьей свободы.
![Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их невероятными талантами. Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты и надежды, горе и радость. Колдовская сила роговатовского народного костюма настолько огромна, что однажды взглянув на это сокровище и осознав всю его связь с древнейшими обычаями и обрядами, уже не можешь оторваться от него. И чем глубже проникаешь в этот мир цвета и орнамента, тем больше находишь в нем скрытых тайн и законов красоты народного искусства.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/14/i_58c7a6e526d3f/img_phpLPN44Y_Poneva_15.jpg)
Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их невероятными талантами. Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты и надежды, горе и радость.
Колдовская сила роговатовского народного костюма настолько огромна, что однажды взглянув на это сокровище и осознав всю его связь с древнейшими обычаями и обрядами, уже не можешь оторваться от него. И чем глубже проникаешь в этот мир цвета и орнамента, тем больше находишь в нем скрытых тайн и законов красоты народного искусства.