«Зима 2025»

«слово о полку игореве» - бессмертный памятник самобытной и высокой культуры

На примере древнерусского произведения показать своеобразие и красоту русского языка; развивать навык выразительного чтения; воспитывать учеников в свете гуманистических идей, патриотического духа, любви к Родине, к историческому прошлому народу

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области
















«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -

БЕССМЕРТНЫЙ ПАМЯТНИК

САМОБЫТНОЙ И ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ 

(ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ) 





Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Максимова С.В.











«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - БЕССМЕРТНЫЙ ПАМЯТНИК САМОБЫТНОЙ И ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ 

Цель - на примере древнерусского произведения показать своеобразие и красоту русского языка; развивать навык выразительного чтения; воспитывать учеников в свете гуманистических идей, патриотического духа, любви к Родине, к историческому прошлому народу.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентация

  2. .Музыкальные произведения Сибелиуса, Прокофьева, Шопена.

 

«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы Х1Х и ХХ вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы.

                                       Д. Лихачев.

От «Слова» потянулись лучи к началам русской культуры, которая основалась на слиянии гуманизма и патриотизма...

                                                                                                                                          Д. Самойлов.

... «Слово» - это энциклопедия русской души во всех ее лучших и не самых лучших качествах...                                                          

Ч. Айтматов.        

Вступительное слово учителя.

(На фоне «Грустного вальса» Я. Сибелиуса) Литература всех времен и народов знает немало произведений, которые бы восхищали все новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, завоевывали все более громкую и широкую славу. Именно к таким памятникам принадлежит «Слово о полку Игореве», которое является знаменательным событием в истории мировой культуры. В 2015 году  исполняется • 215 лет «Слово о полку Игореве» — памятнику древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.).

Мы привыкли понимать слово «памятник» как нечто устаревшее, обветшалое, как то, что уже отжило свое время, а слово это означает - память. И мы должны понимать и воспринимать памятники и передавать их как эстафету Вечности. Тогда они станут бессмертными, как «Слово о полку Игореве».

Ведущий 1. Земля и держава предков наших Киевская Русь во времена своего расцвета была большой и сильной, с многочисленными селами и городами, населенными трудолюбивым и мужественным людом - хлеборобами-ратаями, ремесленниками, рыбаками, охотниками. Звенело железо кузнецов, мелькали гончарные круги, летели щепки из-под топора плотника, многоголосо гудели торжища.

Ведущий 2. А в тишине келий и покоев днем и ночью при свете каганца или лампады склонялись над пергаментными листами переписчики, чтобы увековечить мысли, дела и подвиги своих времен, донести память о минувшем и современном грядущим поколениям.

(Звучит «Прелюдия» С. Прокофьева)

Ведущий 1. В Х1 веке Русь была единым и могучим государством. На высоком днепровском берегу стояла столица Руси - Город Киев. А в Киеве, за дубовыми стенами, в богатом тереме правил древнерусскими князьями киевский князь.

Ведущий 2. Но к Х11 столетию власть киевских князей стала слабеть. Другие князья уже больше не хотели слушаться киевского государя. «Он пусть правит Киевом, а мы будем сами управлять нашими городами!» - решили они.

Ведущий 1. Киевская Русь распалась. Было одно большое государство, а стало много маленьких и слабых княжеств.

Ведущий 2. И, что уж совсем плохо, князья начали воевать друг с другом, отбирать друг у друга земли.

Ведущий 1. Этим и воспользовались воинственные кочевники половцы, которые жили к югу от Руси, в причерноморских степях. На быстрых конях появлялись они все чаще а русских землях. Сжигали все, забирали пленных и уходили обратно - в бескрайнее Поле Половецкое.

Ведущий 2. Весной 1185 года два брата, Игорь и Всеволод Святославичи, решили идти в поход на половцев. Игорь был князем в небольшом городе Черниговской земли - в Новгороде-Северском. А Всеволод владел Курском и Трубчевском. Но братья считали, что сами смогут победить половцев и добыть себе славу.

(Выходят два ученика)

Ученик 2. О том, что из этого вышло, и рассказывает поэма, написанная и пропетая неизвестным поэтом Х11 века. Он был настоящим патриотом родной земли. И своих современников призывал беречь Русь. Горестно звучит его песня, доносясь до нас сквозь века.

Ученик 1. Не все понятно теперь в старинной речи: многие слова ушли из языка, другие - переменили свой смысл. И чтобы понять «Слово», нужно его перевести . Нам известны переводы А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова , И. Козлова, В. Жуковского и др. Сегодня для вас прозвучат отрывки из произведения в переводе Н. Заболоцкого.

Ученик 2.Поэма называется «Слово о полку Игореве». «Полк» в древнерусском языке - это битва, и поход, и войско, и весь народ, который взялся за оружие, чтобы защитить Родину. А защищать Родину - великий долг человека.

Ученик 1. В тереме киевского князя Святослава собрались древнерусские князья. Святослав позвал их, чтобы решить, как обезопасить Русь от половцев, как объединиться русским землям против грозных ханов - Гзака и Кончака?

(Звучит ария Кончака из оперы «Князь Игорь»)  

Ученик 2. И вот на середину княжеской гридницы выходит воин. Но в руках его не копье со щитом, не ковш с медом, а деревянные гусли. (Звучит запись игры на гуслях). Это поэт. Или, как в старину говорили, - песнетворец. Он не стар, а голова его уже седа. Видно, он много ходил по разным землям и повидал многое.

Ученик 1. Имени мы его не знаем. А голос нам поет о другом поэте - вещем Бояне, который жил в Х1 веке и славил своими песнями тогдашних князей: Ярослава Мудрого, храброго Мстислава и прекрасного собой Романа Святославича.

Чтец 1. Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам , братия, его -

В похвалу трудам его и ранам -

По былинам времени сего,

Не гоняясь в песне за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.

И, встречая в воздухе врага,

Начинали соколы расправу,

И взлетала лебедь в облака

И трубила славу   Ярославу.

Пела древний киевский престол,

Поединок славила старинный,

Где Мстислав Рередю заколол

Перед всей касожскою дружиной,

И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу.

Ведущий 1. Многое переменилось на Руси со времен Бояна. Прошел век и другой песнетворец начинает печальную повесть о том, как Игорь пошел на половцев с небольшим войском, с немногими союзниками. Он отважен и храбр. Он укрепил свой ум, укрепил свое желание пойти в поход мужеством, а сердце свое изострил крепостью, сам наполнился ратным духом. И в таком состоянии повел свои войска на землю Половецкую за землю Русскую. Но на его пути случилось солнечное затмение. Так солнце предупреждало Игоря об опасности, велело ему поворачивать коней и возвращаться на Русь!

Чтец 2. Но, взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

И, не зная, что сулит судьбина,

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонену!

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!»

Вспала князю эта мысль на ум -

Искусить неведомого края,

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»....


Чтец 1. И бегут, заслышав о набеге,

Половцы сквозь степи и яруги,

И скрипят их старые телеги,

Голосят, как лебеди в испуге.

Игорь к Дону движется с полками,

А беда несется вслед за ним:

Птицы, поднимаясь над дубами,

Реют с криком жалобным своим,

По оврагам волки завывают,

Крик орлов доносится из мглы -

Знать, на кости русские скликают

Зверя кровожадные орлы;

Уж лиса на щит червленый брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном...

О Русская земля!

Ты уже за холмом.

Ведущий 2. Далеко гнали русичи половцев. Можно бы теперь и коней повернуть на Русь, но устали кони. И заночевали русичи в Поле. А наутро увидели, что ханы Гзак и Кончак уже собрали против них всю землю Половецкую!

Чтец 3. Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

Чтоб четыре солнца не сверкали,

Освещая Игореву рать,

Быть сегодня грому на Каяле,

Лить дождю и стрелами хлестать!

Ведущий 1. И закипела в Незнаемом Поле долгая, страшная, двухдневная сеча. 

Чтец 4. Славный яр тур Всеволод! С полками

В обороне крепко ты стоишь,

Прыщешь стрелы острыми клинками

О шеломы ратные гремишь.

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым просвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

И слетают головы с поганых,

Саблями порублены в бою,

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!..

Чтец 5. Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Мертвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

 (Звучит ария Игоря из оперы «Князь Игорь »)

Ведущий 2.   Так впервые в русской истории князья попали в плен к половцам. Игорь, брат его Всеволод и сын Игоря - юный Владимир. А Игорева храброго войска не вернуть, не поднять с черной земли в поле Половецком! И на беззащитные города южной Руси бросились половцы!

Чтец 1.   А князья дружин не собирают,

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют

И куют крамолу брат на брата.

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе...

Чтец 2. И как барсы лютые, на нас

Кинулись поганые с войною

И воздвиглась на Хвалу Хула,

И на волю вырвалось Насилье

Прянув Див на землю, и была

Ночь кругом и горя изобилье.

(Продолжает звучать отрывок из оперы «Князь Игорь»)

Ведущий 1. Не зря киевскому князю Святославу и приснился странный сон. Снилось ему, что столпились вокруг него чужеземцы. Одевают его в черные одежды, наливают отравленное вино. И кружат черные вороны над всей Русской землей. И обратился Святослав к русским князьям со своим «золотым» словом.

Чтец 3. «О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время - без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую».

Диво ль старцу - мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли двинулось назад?

Ведь под самым Римовым кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, -

Горе князю в сече боевой!»

Ведущий 2. Стоит в Черниговском княжестве город Путивль. Чуть было не взяли его половцы штурмом после поражения Игоря. А на высокой стене Путивля плачет молодая жена Игоря Святославича, дочь Осмомысла Ярослава - Ярославна. И до самых дальних границ Руси птицей летит ее голос.

Чтец 4. «Обернусь я ,бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И к утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».

             Далеко в Путивле, на забрале,

           Лишь заря займется поутру,

             Ярославна, полная печали,

             Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

             На заре в Путивле причитая,

           Как кукушка раннею весной,

             Ярославна кличет молодая,

             На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

             Далеко в Путивле, на забрале,

             Лишь заря займется по утру,

               Ярославна, полная печали,

             Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?»

                                          

(Звучит «Ария на смерть Озе»)

Ведущий 1. Услыхало Солнце плач Ярославны и указало Игорю путь на Русскую землю. А помог бежать ему из плена половец по имени Овлур. Мать у него была русской, вот и решил Овлур пойти с Игорем на Русь. И когда враги, охранявшие Игоря, уснули, Овлур тайно оседлал двух коней.

Чтец. В горностая-белку обратясь,

К тростникам помчался Игорь-князь

 

И поплыл, как гоголь по волне,

Полетел, как ветер, на коне.

 

Конь упал, и князь с коня долой,

Серым волком скачет он домой...

 

Ведущий 2. Игорь-князь , пренебрегая опасностью вражеской погони, находит ту единственную дорогу, которая проводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя.

 

Чтец 5. (На фоне мелодии «Вальса (ми минор) «Ф. Шопена)

Но восходит солнце в небеси -

Игорь-князь явился на Руси.

 

Вьются песни с дальнего Дуная,

Через море в Киев долетая.

 

По Боричеву восходит удалой

К Пирогощей богородице святой.

 

И страны рады,

И веселы грады.

 

Пели песню старым мы князьям,

Молодых настало время славить нам:

 

Слава князю Игорю,

Буй тур Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!

 

Ведущий 1. На этой возвышенной ноте заканчивает свое произведение автор. Мы не знаем точно, кем он был. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, выразитель чаяний и настроений трудового народа Руси.

 Ведущий 2. Подлинный смысл призыва автора «Слова» заключается, конечно не в том, чтобы организовать тот или иной поход, но и в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

 Ведущий 1. Любовь к родине вдохновляла автора «Слова». Она как бы водила его пером. Она сделала его произведение   бессмертным - равно понятным и близким всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ.

Заключительное слово учителя. Патриотический дух «Слова» так велик, что это произведение не стареет, а молодеет в веках. Во время Великой Отечественной войны оно было могучим, мощным призывом к объединению сил народных. Тогда это был призыв к спасению Родины и всего мира от фашизма, сейчас это призыв, дошедший к нам из Х11 века, к объединению всего человечества для спасения Жизни на Земле.

«Слово» учит нас ненавидеть всякого рода угнетение, отстаивать мир и добрососедство людей , их священное право на жизнь и труд. Оно наполняет нас законной гордостью за наше прошлое, нашу историю, наш народ, создавший и создающий произведения древнерусской культуры.

Литература.

1. Читаем. Думаем. Спорим. Кн. для самостоят. работы учащихся по лит.: 9 кл./ Ав.-сост. Г.И. Беленький и др. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996, с. 6 - 26.

2. Б. А. Бибанов. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве». // Литература в школе. - 1990. - N4. - С. 20.

3. Н. И. Прокофьев. «Слово о полку Игореве».

4. О. В. Творогов. «Слово о полку Игореве» в исследованиях последних лет. // Литература в школе. - 1985. - N4. - С. 5 -17.

5. Д. Лихачев. Золотое слово русской литературы, в кн. «Слово о полку Игореве». - М.: Детская литература, 1972, с. 5 - 39.

6. Д. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979, с.354.


Дополнительные сведения: Книги –юбиляры 2015

225 лет Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
• 215 лет «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.).
• 195 лет Пушкин А. С. «Руслан и Людмила» (1820).
• 190 лет Пушкин А. С. «Борис Годунов» (1825).
• 185 лет Пушкин А. С. «Маленькие трагедии» (1830), «Моцарт и Сальери» (1830), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830).
• 180 лет Гоголь Н. В. «Тарас Бульба» (1835).
• 175 лет Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» (1840).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее