![Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Ростова»](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_0.jpg)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Ростова»
"Троица" Андрея Рублева
12 библейских символов
Презентацию подготовила
преподаватель художественного отделения
Капитонова Наталья Юрьевна
![«Троица» Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_1.jpg)
«Троица»
Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых
![1. ЧАША Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_2.jpg)
1. ЧАША
Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
![2. ГОЛОВА ТЕЛЬЦА Символ жертвенности Бога Сына.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_3.jpg)
2. ГОЛОВА ТЕЛЬЦА
Символ жертвенности Бога Сына.
![3. БОГ ОТЕЦ По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_4.jpg)
3. БОГ ОТЕЦ
По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
![4. ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_5.jpg)
4. ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ
Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
![5. СКИПЕТР Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_6.jpg)
5. СКИПЕТР
Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
![6. ДЕРЕВО В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_7.jpg)
6. ДЕРЕВО
В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
![7. БОГ ДУХ СВЯТОЙ В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_8.jpg)
7. БОГ ДУХ СВЯТОЙ
В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий, и одновременно благословляет этот путь.
![8. АЛЫЕ ОДЕЖДЫ Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_9.jpg)
8. АЛЫЕ ОДЕЖДЫ
Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
![9. ЗДАНИЕ Символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_10.jpg)
9. ЗДАНИЕ
Символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
![10. БОГ СЫН Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_11.jpg)
10. БОГ СЫН
Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
![11. ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_12.jpg)
11. ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ
(накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
![12. ГОРА Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_13.jpg)
12. ГОРА
Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.
![В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_14.jpg)
В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы.
Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его.
Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
![Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_15.jpg)
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос.
Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви.
«Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».
![Круговая композиция «Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_16.jpg)
Круговая композиция
«Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».
![Спасибо за внимание](http://fsd.intolimp.org/html/2017/03/13/i_58c64af75ace9/img_phpzjqWhp_Troica-Rublev_17.jpg)
Спасибо за внимание