«Весна — лето 2024»

Урок литературы в 9 классе

Тема урока литературы в 9 классе:

« Тема жизни и смерти в балладе В.А.Жуковского «Светлана» и в рассказе В.Набокова «Рождество». Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы».

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока -90 минут

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока литературы в 9 классе:

  « Тема жизни и смерти в балладе В.А.Жуковского «Светлана» и в рассказе В.Набокова «Рождество». Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы».

Цель:

Образовательная:

1.Познакомить с биографией В.В.Набокова и В.А.Жуковского.

2.Познакомить с литературоведческим понятием «святочные или рождественские рассказы».

3.Выявить элементы рождественского рассказа на примере раскрытия образа главных героев.

4.Формирование умения сравнительного анализа художественного произведения.

Развивающая:

Развивать умственные действия как интеллектуальные явления (анализ, умение выделять главное и т.д.) и психические процессы (память, речь, мышление) учащихся.

Воспитательная:

1.Воспитывать чувство ответственности, сострадания;

2.Воспитывать любовь к прекрасному.

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока -90 минут



1 часть урока: ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.

2. Беседа с учащимися.

Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера).

Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические; бытовые; любовные).

III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

- Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.

  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.

  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные? (Гадание; сон; встреча с возлюбленным)

- Что относится к фантастическому? (События, произошедшие во сне: встреча; ночное путешествие; мертвец; ворон – символ тёмных сил; голубка – символ светлых сил).

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

(Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…)

2.Слово учителя.

На этом уроке пой­дёт речь о твор­че­стве за­ме­ча­тель­но­го рус­ско­го поэта Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го, о жанре бал­ла­ды в его твор­че­стве и, пре­жде всего, о бал­ла­де «Свет­ла­на» – самой зна­ме­ни­той его бал­ла­де.

Жанр бал­ла­ды ро­дил­ся в Рос­сии в 1808 году. В де­вя­том но­ме­ре жур­на­ла «Вест­ник Ев­ро­пы» за этот год было на­пе­ча­та­но сти­хо­тво­ре­ние под на­зва­ни­ем «Люд­ми­ла». Это было пер­вое про­из­ве­де­ние в жанре бал­ла­ды уже про­сла­вив­ше­го­ся к тому вре­ме­ни сво­и­ми эле­ги­я­ми, та­ки­ми как «Вечер» или «Сель­ское клад­би­ще», Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го (рис. 1).Рус­ские чи­та­те­ли встре­ти­ли новое про­из­ве­де­ние вос­тор­жен­но. Бе­лин­ский (рис. 2) впо­след­ствии от­ме­чал:

«То­гдаш­нее об­ще­ство бес­со­зна­тель­но по­чув­ство­ва­ло в этой бал­ла­де новый дух твор­че­ства, новый дух по­э­зии. И об­ще­ство не ошиб­лось».

Жанр ли­те­ра­тур­ной бал­ла­ды (сообщение учащегося)

Жанр ли­те­ра­тур­ной бал­ла­ды был срав­ни­тель­но новым, по­явив­шим­ся толь­ко в XVIII веке. До этого бал­ла­да была ис­клю­чи­тель­но фольк­лор­ным жан­ром. XVIII сто­ле­тие – это пе­ри­од увле­че­ния уст­ным на­род­ным твор­че­ством, в ко­то­ром поэты и ис­сле­до­ва­те­ли пы­та­ют­ся уга­дать, по­нять на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер. Это при­во­дит к тому, что про­из­ве­де­ния уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства ак­тив­но со­би­ра­ют­ся и из­да­ют­ся.

С са­мо­го на­ча­ла ли­те­ра­тур­ная бал­ла­да ори­ен­ти­ро­ва­лась на фольк­лор. Поэты на­сы­ща­ли бал­ла­ду необык­но­вен­но вы­ра­зи­тель­ны­ми эмо­ци­о­наль­ны­ми при­ё­ма­ми. Всё это су­ли­ло бал­ла­де боль­шое бу­ду­щее, и, дей­стви­тель­но, воз­ник­нув в XVIII веке, бал­ла­да проч­но укре­пи­лась среди ли­те­ра­тур­ных жан­ров и бла­го­по­луч­но су­ще­ству­ет до на­ше­го вре­ме­ни.

Бал­ла­да об­ла­да­ет крат­ко­стью и необык­но­вен­ной вы­ра­зи­тель­но­стью, эмо­ци­о­наль­ной на­сы­щен­но­стью. В фольк­лор­ной бал­ла­де рас­ска­зы­ва­лось о страш­ных вещах: убий­ствах, кро­во­сме­ше­ни­ях, пре­да­тель­ствах. В ней по­яв­ля­лись при­зра­ки, ожив­шие мерт­ве­цы и даже сам дья­вол.

Таким об­ра­зом, бал­ла­да – это ли­ро-эпи­че­ский жанр, в ко­то­ром от ли­ри­ки – эмо­ции и стра­сти; а от эпоса – по­вест­во­ва­ние, сюжет.

Сюжет бал­ла­ды со­дер­жит:

- фан­та­сти­че­ские об­ра­зы;

- ми­сти­че­ские об­ра­зы;

- чу­де­са, необык­но­вен­ные ис­то­рии.

Часто бал­ла­да на­чи­на­ет­ся с пей­заж­но­го вступ­ле­ния и может иметь пей­заж­ную кон­цов­ку. Но это необя­за­тель­но.

Внешне бал­ла­да по­хо­жа на неболь­шую поэму. Но су­ще­ству­ют опре­де­лён­ные от­ли­чия бал­ла­ды от поэмы:

- боль­шая на­пря­жён­ность;

- боль­шая эмо­ци­о­наль­ная на­сы­щен­ность;

- более яркий сюжет.

Бла­го­да­ря таким своим воз­мож­но­стям (со­еди­не­нию ли­ри­ки с эпо­сом) бал­ла­да стала одним из ве­ду­щих жан­ров книж­ной по­э­зии.

Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».

«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.

Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.

3.Проверка домашнего задания.

- Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя? (индивидуальное сообщение ученика)

Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

- Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

4.Лексическая работа.

- В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.

(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)

5. Беседа.

- Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?

Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.

- Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?

(ответы учащихся)

(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).

- Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.

В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

- Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?

(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).

6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».

- О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка? (ответы учащихся)

- Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.

7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»

- Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.

Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.

8. Слово учителя.

- В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

- Какие два цвета преобладают в балладе и почему? (ответы учащихся)

- В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит? (Героиня погружается в сон).

- Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?

- Является ли сон Светланы мистическим? (ответы учащихся)

9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха).

- Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

- Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

- Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».

Кульминация – это пробуждение Светланы.

10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.

- Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.

(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).

Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему? (ответы учащихся)


2 часть урока:

1.Выступление уч-ся по биографии В.В.Набокова (опережающее задание)

2.Беседа.

- Какой образ нам встретился в данном произведении?

- С чем ассоциируется бабочка?

3.Чтение стихотворения «Бабочка в госпитальном саду», «К бабочке».

Данный образ в произведение «Рождество» введен не случайно.

3.Этап изучения нового материала.

1.Просмотр видеофильма «Бабочка».

Но бабочка – это деталь, которая помогает лучше раскрыть образ Слепцова.

События, которые описаны в данном произведении, происходят в канун Рождества.

2. Составьте кластер «Рождество» в виде бабочки. Учащиеся пишут на листочках и приклеиваем вокруг бабочки. На доске изображена бабочка.

- Какие произведения мы с вами уже читали?

(Гоголь « Ночь перед рождеством», Достоевкий «Мальчик у Христа на елке»).


3. Учитель: В русской литературе, как известно, сложился и особенный жанр произведений - рождественские и святочные рассказы, связанные с зимними праздниками не только тематически. Жанрообразующей для святочных рассказов является идея праздника Рождества - идея любви и милости.

Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке. Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского. Так было свойственно народному сознанию, с чем церковь постоянно боролась как с отклонениями от веры. Эти устные святочные рассказы стали прообразом литературного святочного рассказа, но весьма отдаленным, т.к. сформировался этот жанр как литературный в более позднее время, фактически - в XIX веке. В XVIII веке этот жанр представлен весьма скудно, только еще намеками на его формирование.

Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие. Не менее значимыми в этом плане были и произведения Гофмана «Повелитель блох» и «Щелкунчик», сказки Андерсена, в частности «Ёлка» и «Маленькая продавщица спичек».

С этого момента в России начинается увлечение жанром рождественского рассказа. Однако одновременно с подлинными шедеврами жанра появлялись и слабые произведения, эпигонские, по поводу которых иронизировал Н.С. Лесков, один из главных представителей этого жанра в русской литературе.

Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и … чтобы он оканчивался непременно весело. ...Он должен быть истинное происшествие (выделено Лесковым)». Или еще – в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба» он пишет: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». И, наконец, обязательным свойством такой истории, по Лескову, должно быть «добродетельство», то есть ценностная направленность автора. Без этого условия, все внешние жанровые признаки могут оказаться противоположными по функции, и рассказ может превратиться в «антисвяточный».

Как уже было сказано, жанровая принадлежность и идейное своеобразие святочных рассказов определяются содержанием праздника Рождества и Святых дней: направляют сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. Соответственно, в истинно-святочном и рождественском рассказах главными должны быть мотивы – во-первых, радости и света от самого явления в мир Христа, во-вторых, сострадания и милости ко всем страждущим, в третьих обязательного торжества жертвенности, высшей в христианской системе ценностей добродетели, победы любви над ненавистью, Добра над злом, человечности над бесчеловечностью. Вспомним грозного полицейского, пригласившего в гости, к праздничному семейному столу, известного в околотке пьяницу и дебошира Герасима из рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська». (Этот рассказ пасхальный, не святочный, но в идейном плане отвечает тем же целям, что и рассказы рождественские.)

В настоящем святочном рассказе автор стремится привести героя к внутреннему преображению, потому что зло побеждается, прежде всего, внутри человека.

Вторым признаком жанра, замеченным Лесковым, является обязательное присутствие «чудесного элемента», «фантастического» не в смысле придуманности и нереальности, но, напротив, «обыкновенного чуда», хоть и удивительного, но вполне реального, объяснимого. Чудо же заключается часто в той невидимой помощи Божией, которую особенно чувствуют христиане в дни Его Рождения.

Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо.


4.Этап закрепления знаний учащихся.


Но прежде чем приступим к анализу, я хотела бы вас познакомить с дневниковыми записями Набокова. Так как повесть автобиографична.

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта . Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»

 

Беседа по произведению и анализ.

*Учащийся с низкой мотивацией к обучению выполняет работу по карточке.

Анализ 1 главы.

В течение анализа глав заполняется таблица «Состояние героя»

Слепцов до рождения бабочки

Слепцов после рождения бабочки

- Как фамилия главного героя? Слепцов. Подберите однокоренные слова к его фамилии.

- Что за несчастье произошло у главного героя? (умер сын)

*Прочитайте первую главу рассказа.

- Как вы можете охарактеризовать состояние героя?

- Какие детали это подчеркивают? Зачитайте.

- Какие оттенки света мы можете отметить в данной главе? Почему мрачные тона использует автор?

- Какой вывод мы можем сделать? (грусть, тяжело на душе)

Анализ 2 главы.

Наступило утро. Давайте проследим по тексту состояние главного героя.

*Чтение отрывка от слов «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке…» до слов «Он сразу вспомнил, каким был этот мост летом»

- Чему удивился герой?

- Почему у него возникли подобные мысли?

- Как он воспринимает оснеженный куст? Почему?

- Какое чувство испытывает Слепцов? (боль душевная, гнев и горечь)

Анализ 3 главы.

Наступил вечер. Слепцов решается зайти в комнату, в которой жил его сын.

*Зачитать от слов «Войдя в комнату» до слов «Потом, горбясь..»

- Чем увлекался сын Слепцова?

- С каким чувством Слепцов рассматривал вещи сына? Почему? Приведите примеры.

- Какой вывод можно сделать о состоянии главного героя?

( переживание, нервничал)

Анализ 4 главы.

Последняя ночь перед рождеством. Слепцов решился прочитать тетрадь сына.

*Прочитайте от слов «Первый лист тетради…» до слов «Тикали часы».

- Что мы узнаем о взаимоотношениях Слепцова и его сына?

- Как вы думаете почему они такие?

- Какое чувство охватывает героя?

*Дочитайте текст.

- Что произошло?

- Как происходило оживление бабочки?

**Чтение учащимся заполненной таблицы. (Выступление по карточке, ученика)

- Какими словами автор заканчивает произведение?

- Что происходит с главным героем?

Подведение итогов.

- Перечислите признаки рождественского рассказа в данном произведении.

- Почему рассказ назван «Рождество»?

Учитель: Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика. Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

  1. Чтение учащимися стихотворений о душе наизусть

Лети, душа. Ищи свои печали.
  Ищи ветра, которым нет числа.
  Пусть ты не та, какой была вначале,
  Какой в ладони матери легла,
  Пусть огрубела, пусть считают странной,
  Пусть что-то там не сладилось в былом -
  Да сбудется осенними кострами
  Твой хрупкий мир под легкое крыло...
  Смеркаться далям, городам светиться,
  Синеть озерам, таять без следа.
  Ты не умела, может быть, креститься,
  Но в истинное верила всегда.
  Так что ж, лети! Есть право Вышней властью
  На зов с небес, на голос твой извне,
  Когда с промозглой тьмою нет согласья
  Ни над полночной строчкой, ни во сне.
  Ты верила - вот белый свет и воля.
  Ты жаждала - так будь сама собой.
  Есть, видно, что-то праведное в боли,
  Зовущейся дарованной судьбой.
  Я отпускаю, я смеюсь и плачу,
  Я знал всегда, что так тому и быть:
  Когда-нибудь, с руки моей горячей,
  Искать свои печали - и любить.

                  Сергей Ковалевский



В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо — живопись, у Галилея — возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывают и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела — поистине одинок. Душа нуждается не только в деле ради дела и в смысле ради смысла. Ей нужно что-то, что связало бы все это в одно целое, что могло бы объединить жизнь и смерть, видимое и невидимое.

8.Выводы. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Берегите своих родных и близких, цените каждое мгновение жизни.

  1. Домашнее задание. Написать письмо:

Слепцов - Современной молодежи «Письмо – благодарность» «Маленькое чудо, вернувшее меня к жизни – подарок сына»

Слепцов – Молодежи Письмо –наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так».

Молодежь - Слепцову Письмо- поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни»

Молодежь - Слепцову Письмо-восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».

  1. Рефлексия. Сегодня мы проанализировали два произведения не похожих друг на друга. А может быть они все же чем-то похожи? Как вы думаете?

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«- » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.







































Приложение1



Символика рассказа Набокова «Рождество»



Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью. Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее