![](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_0.jpg)
![Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты. В основе ООП лежат 3 понятия: инкапсуляция: объединение данных с процедурами и функциями в рамках единого целого – объекта; наследование: возможность построения иерархии объектов, с использованием наследования их характеристик; полиморфизм: задание одного имени действию, которое передается вверх и вниз по иерархии объектов, с реализацией этого действия способом, соответствующим каждому объекту в иерархии.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_1.jpg)
Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты.
В основе ООП лежат 3 понятия:
инкапсуляция: объединение данных с процедурами и функциями в рамках единого целого – объекта;
наследование: возможность построения иерархии объектов, с использованием наследования их характеристик;
полиморфизм: задание одного имени действию, которое передается вверх и вниз по иерархии объектов, с реализацией этого действия способом, соответствующим каждому объекту в иерархии.
![](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_2.jpg)
![Lazarus представляет собой свободную среду быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal , аналогичную Delphi . Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library / Кроссплатформенное программное обеспечение – программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе .](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_3.jpg)
Lazarus представляет собой свободную среду
быстрой разработки программного обеспечения
для компилятора Free Pascal , аналогичную Delphi .
Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных
компонентов Lazarus Component Library /
Кроссплатформенное программное обеспечение – программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе .
![Основные сведения: Автор Cliff Baeseman, Shane Miller, Michael A. Hess Разработчики Сообщество Написана на Object Pascal Интерфейс Графический Операционная система Linux , Mac OS X и др. UNIX-подобные, Windows Языки интерфейса Русский и ещё 37 языков Последняя версия 1.0 (28 август 2012) Сайт lazarus.freepascal.org](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_4.jpg)
Основные сведения:
Автор
Cliff Baeseman, Shane Miller, Michael A. Hess
Разработчики
Сообщество
Написана на
Object Pascal
Интерфейс
Графический
Операционная система
Linux , Mac OS X и др. UNIX-подобные, Windows
Языки интерфейса
Русский и ещё 37 языков
Последняя версия
1.0 (28 август 2012)
Сайт
lazarus.freepascal.org
![Функции и достоинства](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_5.jpg)
Функции и достоинства
- Поддерживает преобразование проектов Delphi
- Реализован основной набор элементов управления
- Редактор форм и инспектор объектов максимально приближены к Delphi
- Интерфейс отладки (используется внешний отладчик GDB)
- Полностью юникодный (UTF-8) интерфейс и редактор и поэтому отсутствие проблем с кодом, содержащего национальные символы
- Мощный редактор кода, включающий систему подсказок, гипертекстовую навигацию по исходным текстам, автозавершение кода и рефакторинг
- Поддержка множества типов синтаксиса Pascal: Object Pascal, Turbo Pascal, Mac Pascal, Delphi (поддерживаются со стороны компилятора)
- Имеет собственный формат управления пакетами
- Авто сборка самого себя (под новую библиотеку виджетов) нажатием одной кнопки
- Поддерживаемые для компиляции ОС: Linux, Microsoft Windows (Win32, Win64), Mac OS X, FreeBSD, WinCE, OS/2
![ПО, написанное на Lazarus](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_6.jpg)
ПО, написанное на Lazarus
- Total Commander — 64-разрядная версия TC 8.0 компилируется с помощью Lazarus x64
- Double Commander — двухпанельный файловый менеджер c открытым исходным кодом, работающий под Linux и Microsoft Windows.
- easyMP3Gain — аудиоредактор для нормализации громкости mp3-файлов.
- GreenGnome — свободная среда рабочего стола для Microsoft Windows (аналог рабочего стола для Linux).
- PeaZip — свободный и бесплатный кроссплатформенный портативный архиватор и графическая оболочка для других архиваторов.
- Ubuntu Control Center — центр управления операционной системой ubuntu.
- Transmission Remote GUI — Front-end программа для управления BitTorrent
![Процесс создания приложения : Формирование окна программы- расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств; Написание программного кода, описание свойств элементов, доступных только во время работы приложения, описание реакций на событие появления окна, нажатие на кнопку и других; 3. Отладка программы.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_7.jpg)
Процесс создания приложения :
- Формирование окна программы- расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;
- Написание программного кода, описание свойств элементов, доступных только во время работы приложения, описание реакций на событие появления окна, нажатие на кнопку и других;
3. Отладка программы.
![Главное окно Инспектор объектов Проектировщик форм Редактор кода Окно сообщений](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_8.jpg)
Главное окно
Инспектор объектов
Проектировщик
форм
Редактор кода
Окно сообщений
![1. Главное окно. Здесь располагаются: меню, панель инструментов и палитра компонентов. На палитре компонентов, представляющую множество тематических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты будущей программы. Невизуальные компоненты видны только на этапе проектирования приложения.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_9.jpg)
1. Главное окно.
Здесь располагаются: меню, панель инструментов и палитра компонентов.
На палитре компонентов, представляющую множество тематических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты будущей программы.
Невизуальные компоненты видны только на этапе проектирования приложения.
![2 . Инспектор объектов :](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_10.jpg)
2 . Инспектор объектов :
- Свойства – отображает доступные свойства выбранного компонента . События – содержит возможные обработчики событий для выбранного компонента. Избранное Огрничения .
- Свойства – отображает доступные свойства выбранного компонента .
- События – содержит возможные обработчики событий для выбранного компонента.
- Избранное
- Огрничения .
![Несколько основных свойств Name - имя объекта (текст). Caption - заголовок (текст). Текстовая надпись отображаемая на объекте. Width - ширина объекта по горизонтали (целое число) Height - высота объекта по вертикали (целое число) Top - расстояние от верхнего края объекта до верхнего края родительского объекта (то на чем расположен объект) (целое число). Left - расстояние от левого края объекта до левого края родительского объекта (целое число).](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_11.jpg)
Несколько основных свойств
Name - имя объекта (текст).
Caption - заголовок (текст). Текстовая надпись отображаемая на объекте.
Width - ширина объекта по горизонтали (целое число)
Height - высота объекта по вертикали (целое число)
Top - расстояние от верхнего края объекта до верхнего края родительского объекта (то на чем расположен объект) (целое число).
Left - расстояние от левого края объекта до левого края родительского объекта (целое число).
![3. РЕДАКТОР КОДА В нем следует набирать текст программы. В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Lazarus шаблон программы. Строки пронумерованы, все служебные слова выделяются жирным цветом, знаки препинания становятся красными, строки с ошибками выделяются коричневым цветом, комментарии могут заключаются в {} или (**), начинаться с // и выделяются синим. Текст программы разбивается на процедуры и функции, которые работают независимо](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_12.jpg)
3. РЕДАКТОР КОДА
В нем следует набирать текст программы.
В начале работы над новым проектом это окно редактора кода содержит сформированный Lazarus шаблон программы.
Строки пронумерованы, все служебные слова выделяются жирным цветом, знаки препинания становятся красными, строки с ошибками выделяются коричневым цветом, комментарии могут заключаются в {} или (**), начинаться с // и выделяются синим.
Текст программы разбивается на процедуры и функции, которые работают независимо
![4 . Проектировщик форм: при запуске Lazarus автоматически предлагает пользователю новый проект, окно под названием Form 1, и назначает его главным окном. Перенося на него элементы из палитры компонетов, тем самым оформляете его. Главное окно в проекте может быть только одно, все другие создаваемые окна будут дочерними](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_13.jpg)
4 . Проектировщик форм:
при запуске Lazarus автоматически предлагает пользователю новый
проект, окно под
названием Form 1,
и назначает его
главным окном.
Перенося на него элементы из палитры компонетов, тем самым оформляете его. Главное окно в проекте может быть только одно, все другие создаваемые окна будут дочерними
![5. Окно Сообщения служит для вывода сообщений при компиляции и сборке проекта.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_14.jpg)
5. Окно Сообщения служит для вывода сообщений при компиляции и сборке проекта.
![Файл-Создать-Проект и выберите Приложение , или выполните команду Проект –Создать проект . Для сохранения проекта Файл- Сохранить как. Каждый проект сохраняется в отдельный каталог! Файлы проекта: Модуль программы - Unit 1.pas Проект – project1.lpi Файл Unit.lfm- файл с данными о проектировщике форм](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_15.jpg)
Файл-Создать-Проект и выберите Приложение ,
или выполните команду Проект –Создать проект .
Для сохранения проекта Файл- Сохранить как.
Каждый проект сохраняется в отдельный каталог!
Файлы проекта:
Модуль программы - Unit 1.pas
Проект – project1.lpi
Файл Unit.lfm- файл с данными о проектировщике форм
![5. Запуск Приложения на выполнение можно сделать нажатием клавиши F9 , или через пункт в меню Запуск или выбором соответсвующей кнопки на панели инструментов](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_16.jpg)
5. Запуск Приложения на выполнение можно сделать нажатием клавиши F9 , или через пункт в меню Запуск или выбором соответсвующей кнопки на панели инструментов
![Как запустить программу Lazarus ? Из каких компонентов состоит окно программы? В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов? С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента? Проекты сохраняются в одном файле или нет?](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_17.jpg)
- Как запустить программу Lazarus ?
- Из каких компонентов состоит окно программы?
- В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов?
- С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента?
- Проекты сохраняются в одном файле или нет?
![1 . Запустите программу с компьютера. 2. Создайте новую форму. 2. Измените имя формы. 3. Поместите компонент Button на форму, измените его свойства. 4. Поместите компонент Label . Введите текст « Я программирую !». 5. Измените шрифт, цвет, расположение. 3. Сохраните проект.](http://fsd.intolimp.org/html/2018/10/08/i_5bbba01a5b92f/img_phpzduGL8_Vvedenie-v-LAZARUS_18.jpg)
- 1 . Запустите программу с компьютера.
- 2. Создайте новую форму.
- 2. Измените имя формы.
- 3. Поместите компонент Button на форму, измените его свойства.
- 4. Поместите компонент Label . Введите текст « Я программирую !».
- 5. Измените шрифт, цвет, расположение.
- 3. Сохраните проект.