«Весна — лето 2024»

Заключительный урок по роману Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок литературы можно провести в фолрмате дискуссионного клуба"Чёрное - Белое"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Белых Людмила Ивановна

Г. Златоуст

Челябинская область

МБОУ СОШ №4



ЛЕРМОНТОВ М.Ю. Печорин: злодей или жертва общества?

Диспут для учащихся 9 класса в форме игры «Черное - белое».

Комментарий: команда черных утверждает, что Печорин – злодей, команда белых – жертва общества, аргументируя анализом эпизодов романа.

Цель: воспитать духовную культуру учащихся.

Задачи:

  1. учить осознанному чтению;

  2. пропагандировать для чтения и осмысления лучшие художественные произведения;

  3. формировать библиотечно-библиографические умения и навыки;

  4. учить дискутировать.

План

... Зачем я жил? для какой цели я родился?...

А, верно, она существовала, и, верно,

было мне назначение высокое, потому что

я чувствую в душе моей силы необъятные...

М.Ю. Лермонтов.



I. Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (слова М.Ю. Лермонтова, музыка А.Е. Варламова) в исполнении ученика.

II. Вступительное слово ведущего.

III. Общая характеристика героя.

1. Кто такой герой?

2. Кто из лермонтовских героев соответствует этому званию?

3. Кто такой Печорин? Портрет, происхождение, задатки.

4. Почему в 30-40-е годы XIX века люди скрывают свое истинное лицо?

IY. Печорин и дружба.

1. Что такое дружба?

2. Кто такой Грушницкий? Какую маску он носит?

3. Почему состоялась дуэль Печорина и Грушницкого?

4. Кто рисковал в дуэли больше?

5. Как относится Печорин к Максиму Максимовичу?

6. Друзья ли Печорин и Вернер?

7. Умеет ли Печорин дружить?

Y. Печорин и любовь.

Сцены: а) объяснение Печорина с Мери;

б) монолог Печорина из сцены погони за Верой.

1. Что такое любовь?

2. Умеет ли Печорин любить?

3. Можно ли утверждать, что по отношению к людям у Печорина роль палача?

YI. Печорин: герой или жертва?

Сцена: монолог Печорина

1. Почему Печорин не соглашается на посты, соответствующие его дворянскому происхождению?

2. Чем измеряется цена человеческой жизни?

3. А был ли у героя выбор действия?

4. Прав ли Лермонтов, называя Печорина героем своего времени?

5. Чем Печорин отличается от Онегина?

6. Печорин: герой или жертва?

7. Для чего Лермонтов создал роман «Герой нашего времени»?

YII. Заключение. Художественное чтение «Думы» М.Ю. Лермонтова (на фоне «Токкаты» и.С. Баха).

Методические рекомендации для проведения:

1. Вопросы вывешиваются в классе заранее.

2. Подбирается дополнительная литература для осмысления произведения, тексты «Героя нашего времени» для каждого ученика.

3. Класс делится на две команды, в которых заранее продумываются вопросы для команды-соперницы. Вопросы составляются по главам романа. (см. приложение)

4. На доске записана тема дискуссии и план.

5. Размышления учащихся аргументируются обращением к тексту «Героя нашего времени»

Ход диспута

I. Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (слова М.Ю. Лермонова, музыка А.Е. Варламова) в исполнении ученика.

II. Вступительное слово ведущего

Нет такого человека на Пензенской земле, который бы не знал имя русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтов вошел в литературу в один из самых мрачных периодов русской жизни. После разгрома декабристов на Сенатской площади последовала эпоха безвременья, подавления всякой вольной мысли. С юношеских лет Михаил Юрьевич предчувствовал трагизм своей судьбы:

За дело общее быть может я паду…

Одаренный многими талантами (играл на скрипке, рояле, флейте, сочинял музыку, великолепно рисовал красками, был европейски образован, знал отечественную литературу и литературу других стран, владел несколькими иностранными языками), он выбрал СЛОВО как наиболее действенное.

Лермонтов обладал удивительным даром – мудростью понимания своего времени, тайны века. В его произведениях – мечта о человеческом счастье, трагизм одиночества, любовь и боль, горечь и восторг, бурные порывы страсти и раздумья о смысле жизни, раздумья о времени, в котором довелось жить.

В.Г. Белинский говорил о Лермонтове: «Каждое его слово – он сам, вся его натура во всей глубине и целости своей». Сегодня мы обращаемся лишь к одному произведению – роману «Герой нашего времени». Осмысливая творчество писателя, мы хотя бы чуть-чуть приближаемся к пониманию уникального и неповторимого лермонтовского мира.

III. Общая характеристика героя

Ведущий: Тема нашей сегодняшней дискуссии «Печорин: герой или жертва?» Печорин Григорий Александрович – главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». Кто такой герой?

Ученик: Герой – человек, совершающий общественно значимые действия. Этому званию соответствуют русские богатыри, полководцы.

Ведущий: Какие лермонтовские герои соответствуют этому званию?

Ученик: Бородинский солдат, его рука на ключе истории, удалой купец Калашников, с его неуемной душой, человек, сохранивший сердце, Мцыри – и идея свободы, народные характеры – русские, характеры горцев.

Ведущий: Не противоречит ли «Герой нашего времени» этому понятию?

Ответы учащихся.

Ведущий: Кто такой Печорин? Портрет, происхождение, задатки.

Ученик: Портретная характеристика с.671, 680 ( по изданию Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. - М.: Худож. литература, 1983.)Печорин Григорий Александрович – дворянин 25 лет. Личность богато одаренная. В портрете – признак породы, следы морщин на лице, глаза не смеялись, когда он смеялся, взгляд любопытный и равнодушный, крепкое телосложение, скрытность характера. Задатки: скромен, умнее других, правдив, но «душа испорчена светом». Печорин стал «нравственным калекой», и лучшая его часть умерла. Григорий Александрович жил бурною жизнью аристократа: наслаждался удовольствиями за деньги, влюблялся в красавиц, читал, учился, но ему все надоело. Он понял, что слава и счастье от них не зависят. Счастливы – невежды, а слава – удача.

Ведущий: Почему в 30-40-е годы XIX века люди скрывают свое истинное лицо?

Ученик: Как часто пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Роман написан в 1838-1841 годах. Написанию романа предшествовали важные события в истории России: крепостной мужик защитил Россию в Бородинском сражении, подавлено восстание декабристов. Мрак опустился на Россию. Наступила эпоха безвременья, подавления всякого свободомыслия. Время, в которое живет Печорин, жестоко. В обществе, где духовно личностным ценностям противопоставлены бездуховность, безличность, человек вынужден носить маску (как все, так принято). Печорин скрывает под маской лучшее от соглядатаев. А Грушницкий, например, драпирующийся в «трагическую мантию» - шинель – худшее, пустоту.

Ведущий: Так в чем же опасность ношения масок?

Ученик: К маске можно привыкнуть, маски могут стать сутью человека.

IY. Печорин и дружба

Ведущий: Чтобы понять, кто же из героев приходится другом Печорину, дадим определение термину дружба.

Ученик: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ведущий: Кто такой Грушницкий?

Ученик: Портрет с.696. Грушницкий – юнкер, год в службе, говорит скоро и вычурно, на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы, чтобы производить эффект. В душе такого типа людей есть добрые свойства, но ни на грош поэзии (чувства красоты, возвышенности). Цель жизни Грушницкого – сделаться героем романа. Шинель – не только одежда, это неотъемлемая часть его образа. Шинель придает герою таинственность. У Печорина с Грушницким нет общих интересов, кроме Мери, нет чувства привязанности, тем более доверия. Грушницкий – не друг Печорину.

Ведущий: Почему состоялась дуэль Печорина и Грушницкого?

Ученик: Среди видимых причин: Грушницкий и компания решили отомстить Печорину, оклеветали Мери. Предложив дуэль, заговорщики рассчитывали на то, что Печорин струсит, а чтобы уберечь Грушницкого, решили не вкладывать пули в пистолет его соперника.

Среди невидимых причин: Печорин видел в Грушницком смятение (добрые чувства) и хотел пробудить в нем искру великодушия.

Ведущий: Кто рисковал в дуэли больше?

Ученик: с.748-7-748. Печорин рисковал больше, ведь жребий выпал не в его пользу – первый выстрел у Грушницкого. Печорин мастерски моделирует ситуацию, чтобы вызвать активность соперника, подталкивает его к правильному выбору. Печорин хочет увидеть за маской ядро – суть человека. Ведь Грушницкий мог признаться в злом умысле, попросить прощения, выстрелить в воздух, наконец. Грушницкий сделал свой выбор, за что и поплатился жизнью.

Ведущий: Как относится Печорин к Максиму Максимовичу?

Ученик: с.661, 681-682, 684. Печорин подчиняется Максиму Максимовичу, который опекает тоненького офицера как сына. В момент последней встречи Максим Максимович бежит, что есть мочи, к Печорину, готовый бросится ему на грудь. Но тот холоден. Максим Максимович считает Печорина своим другом: «Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе». Простились сухо. Максим Максимович может потерять веру в людей, очерстветь сердцем, тогда душа закроется.

Ведущий: Друзья ли Печорин и Вернер?

Ученик: Портретная характеристика с.700-701, 703. Вернер – поэт на деле и словах, «изучал все живые струны сердца человеческого», язык его злой, наружность поражает неприятно, глаза живые, он обладает красотой душевной. Из двух друзей – один раб другого. Печорин предвидел непонимание Вернера в ситуации с дуэлью. Финал отношений – Вернер отвернулся. «Достойный друг». Вернер и Печорин понимали друг друга с полуслова, видели чувства через тройную оболочку.

Ведущий: Умеет ли Печорин дружить?

Ученик: По Печорину дружба – рабство. Но в ней есть смысл: приятельские отношения, приятное времяпровождение.

Y. Печорин и любовь

Сцена: 1. последнее объяснение Печорина с Мери;

2. монолог Печорина из сцены погони за Верой.

Ведущий: Что такое любовь?

Ученик: Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Любовь – всегда жертва: родительская ли, мужчины и женщины. Ведь на нее тратятся душевные силы, здоровье. Чем же жертвует Печорин? Только временем. Бэла для него – игрушка, он вырвал ее из привычной среды, поэтому смерть для нее – выход. В отношениях с княжной Мери Печорин больше одержим жаждой власти, жаждой подчинения своей воле. С. 720. Невозможно через ненависть заставить полюбить. Даже зло в нем привлекательно. Вера всем пожертвовала, истощила свои душевные сокровища. С.751-752. Печорин любит ее как собственность, приносит ей страдания. В размышлениях его ясно видно, как рассудительность берет верх над чувствами. Он страстно хочет быть любимым, но уверен, что никому не может принести счастья.

Ведущий: Кто из трех женщинских образов ближе Печорину? Чтобы ответить на этот вопрос?

Ученик: Вера опытнее, старше. Печорин плачет, не догнав Веры, загнал коня. Он способен любить, он жаждет духовно перерождения, надеется, что станет лучше.

Ведущий: Достойны ли его эти женщины?

Ученик: Любить способен, но любить некого.

Ведущий: Можно ли утверждать, что по отношению к людям у Печорина роль палача?

Ученик: Печорин сам отвечает на этот вопрос. С.726. Погибла Бэла, погиб Грушницкий, по его вине чуть не застрелился Вулич, Максим Максимович обижен, Страдают Вера, княжна Мери.

Ведущий: Но если Печорин палач, то он должен получать удовольствие от своей миссии.

Составим таблицу:

События

Реакция Печорина на события

Бэла

Следы морщин на его молодом лбу


Смерть Бэлы

Исхудал, долго был нездоров

Княжна Мери

Предвидел ее действия, но бился на дуэли за ее честь

Вера

Плакал, вскрикнул, сердце бьется сильнее, по телу пробежал забытый трепет, не смеется над ее мужем-старичком


Дуэль

На сердце был камень

Таман

Грустно, что потревожил жизнь честных контрабандистов, завидует, что им не нужно носить маски




Мы видим, что Печорин страдает от своей миссии.

YI. Печорин: злодей или жертва?

Сцена: монолог Печорина

Ведущий: Почему Печорин не соглашается на посты, соответствующие его дворянскому происхождению?

Ученик: Печорин – человек определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он – дворянин-интеллигент – мог обеспечить себе блестящую карьеру. Но эта предопределенность для него – рамки, ограничение свободы. Поэтому Печорин отвергает самы престижные должности, так как плата высока – отказ от самого себя, от собственного»я». Он не выполняет какие-либо служебные обязанности.

Ведущий: В.Г. Белинский сказал, что время поставило перед Печориным выбор «или решительное бездействие или пустая деятельность». Печорин выбирает «решительное бездействие». Печорин активен в индивидуальной сфере.

Чем, по-вашему, измеряется цена человеческой жизни?

Размышления учащихся.

Ведущий: Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно…

Ценность человеческой жизни измеряется мерой человеческих деяний. Чем выше задатки, тем выше цели. Деяния положительно порядка: посадить дерево, вырастить ребенка, построить дом, например.

Ведущий: А был ли у Печорина выбор действия?

Ученик: Был. Но это были цели не для него. Он по задаткам, воспитанию, образованности должен иметь более значимые – высокие цели.

Ведущий: Что же делать Печорину?

Размышления учащихся.

Ведущий: Печорин может пойти воевать, но нет войны. Может бороться за смену общественного строя, но с кем, с Грушницким и его дружками?

Печорин – жертва так как не находит удовлетворения, применения своему активному существованию, не видит цели. Бездеятельность ущербна и для человека и для общества. К чему талант, познания, если им нет применения.

Неиспользованная энергия давит духовное существование.

Ведущий: Чем Печорин отличается от Онегина?

Ученик: Они – «лишние» люди. Образ Онегина проще, условнее. Печорин отличается от него темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, степенью осознанности себя. Печорин – мыслитель, идеолог, философ.

Ведущий: Для чего автор знакомит нас с дневниками героя?

Ученик: Дневниковые записи делаются для себя, а не для толпы. Это честный анализ самого себя, своих поступков. Здесь нет места маскам. Печорин в дневнике искренен, самокритичен. Анализ (самоанализ), напряженные раздумья выходят за пределы породившей его эпохи. А. Герцен писал: после подавления декабрьского восстания на поверхности видны только потери, а «внутри совершалась великая работа». Обрывая дневниковые записи на пунктире, Лермонтов уводит читателя в более широкую сферу: мыслящий читатель имеет возможность понять трагедию героя того времени, задуматься над собственной жизнью.

Ведущий: Прав ли Лермонтов, называя Печорина героем своего времени?

Ученик: Печорин – герой как представитель своего времени. Если бы случилась война, то он пошел бы защищать свою родину. Он утратил не героизм, а объект для его приложения. Он умен, наблюдателен, глубоко чувствует, его можно уважать за огромную внутреннюю работу, которая способствовала развитию интуиции, мудрости. Вспомните главу «Фаталист». Печорин «увидел печать смерти» на лице Вулича. Печорин – герой, ибо он отрицает общепринятое, отрицает неприемлемую действительность. Он не такой, как все. А для этого нужно иметь определенное мужество.. Трагедия Печорина в том, что личность его значительно шире пределов своего времени.

Ведущий: Печорин: злодей или жертва?

Ответы учащихся.

Ведущий: Печорин – жертва и злодей в одном лице. Беда Печорина в противоречии чувства и мысли (вспомните момент погони за Верой).

Для чего Лермонтов создал свой роман?

Ответы учащихся.

Ведущий: Показав трагедию личности, автор хочет пробудить у читателя дух борьбы, отрицание условий жизни. Так жить нельзя, но социум (общество) внешние условия жизни – сильнее. Печорин гибнет, но смерть его физическая, а не историческая. Роман – не приговор, а воззвание. «Печоринство – болезнь, и болезнь указана». Роман – не тупик, а перспектива, трудная, причем.

Когда цели не ясны, необходима внутренняя работа. Познанию времени помогает самопознание.

YII. Заключение

Художественное чтение «Думы» М.Ю. Лермонтова (на фоне «Токкаты» И.С. Баха).

Список литературы

1. Лермонтов, Михаил Юрьевич. Полное собрание сочинений: В 10-ти т./М.Ю. Лермонтов. – М.: Воскресенье, 2000-2002.

2. Андреев-Кривич, А.С. Всеведенье поэта/А.С. Андреев-Кривич. – М.: Сов. Россия, 1978.

3.Андреев-Кривич, А.С. Тарханская пора/А.С. Андреев-Кривич. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1976.

4. Ломунов, К. О Лермонтове и его романе/К. Ломунов//Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени/М.Ю. Лермонтов. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1977. –С.: 3-21.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Весна — лето 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее