«Зима 2025»

Система оценивания

ОТНОСИТЬСЯ КО ВСЕМ ОТВЕТАМ ДЕТЕЙ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ! ВСЕ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ!

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Система оценивания

Подготовила: учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 4 Земенкова Елена Павловна

2022 г.


ОТНОСИТЬСЯ КО ВСЕМ ОТВЕТАМ ДЕТЕЙ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ! ВСЕ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ!

Очень хорошо, если дети не будут подделываться под желаемый учителем «правильный» ответ, а будут ИСКРЕННИ!


Почему- то у многих учащихся, да и некоторых педагогов, сложилось такое мнение: музыка - предмет несерьезный, он не требует особого вдумчивого изучения, оценивания! Не оттого ли на музыкальных занятиях школьники ведут себя так, что голос учителя растворяется во всеобщем гаме и шуме?

Универсальным средством введения ребенка в мир Любви, Красоты, Истины и всеобщего блага является музыка, интегрирующая с другими видами искусства и с наукой. Искусство несет радость познания своего внутреннего мира, помогает обустроить свой внутренний мир, наполнив его Любовью, Гармонией, Добром, Красотой, помогает строить свою жизнь и жизнь своей страны, своего народа.

Наша цель – создание и формирование нового духовного пространства, объединяющего всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, ученика, композитора, исполнителя, художника, поэта, писателя, семью, общество) и открывающего перед ними неограниченные возможности самосовершенствования.

Педагогическая наука требует от учителя при оценке знаний учащихся достигать объективности, то есть соответствия качеству усвоения учеником музыкального содержания. Объективная оценка достижений обучающихся на уроке музыки, несомненно, важнейший фактор совершенствования знаний младших школьников в области музыкального искусства.

Оценить знания школьников необходимо в соответствиями с требованиями программы соответствие музыкального произведения другим видам искусства, установление порядка, определение названия произведения по звучащим отрывкам, соответствие. Это могут быть задания с выбором ответа, на дополнение, названия произведения и его автора и т.п. Головоломки, ребусы, кроссворды, загадки, скороговорки и др.

Используя задания творчески, дифференцированно, учитель может во время уроков успешно решить такие задачи, как повышение интереса к предмету «Музыка», выявление одаренных детей. Различные по степени сложности задания, познавательный, занимательный характер текстов помогут развить у школьников мышление, наблюдательность, самостоятельность, умение анализировать, обобщать и делать выводы, навыки исследовательской деятельности, т.е. развитие интеллекта, расширение музыкального кругозора.

Использование на уроках музыки тестовых форм контроля дает наиболее объективную оценку качества усвоения учеником программных требований по предмету «Музыка», так как содержание тестовых заданий основано на знании обучающимися произведений, включенных в учебную программу и изученных на уроках, умении определять на слух, знаний точного названия произведения, его жанра и каким композитором оно написано.

В своей практике я осуществляю контроль в следующих видах: промежуточный, в основу которого положен тематический принцип (соответствует тематике и содержанию разделов образовательной программы по музыке), и итоговый, представленный формой комплексного тестирования проверки знаний и умений, учащихся на уроках музыки в начальной школе; есть критерии оценки результатов обучения школьников по предмету «Музыка». Тестирование как одна из форм итогового контроля на уроках музыки позволяет развивать познавательные и регулятивные учебные действия учащихся, прогнозировать и планировать личностные и предметные результаты обучения.

Тесты достижений помогают оценивать успехи обучающихся в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания (продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.)

При работе с учащимися я учитываю, что каждый класс имеет свой уровень общей и музыкальной подготовки, в зависимости от этого использую свободу выбора конкретных произведений, последовательность их изучения в соответствии с уровнем детей. Также при выполнении домашних заданий у учащихся есть выбор, то есть необходимо выполнить одно задание, которое им реально, возможно выполнить, которое им больше нравится. Например, подготовить индивидуальное сообщение о композиторе или произведении; составить кроссворд; придумать синквейны к изучаемой теме; подобрать или нарисовать иллюстрацию по теме урока, подготовить викторину или стихи, прозу к изучаемой теме. Конечно, выполняют задания не все учащиеся, в таком случае тогда у них есть возможность послушать своих одноклассников и уже по их выступлениям они тоже могут ответить на задаваемые выступаемыми учащимися вопросы. При этом я учитываю уровень подготовки учащихся дома и ответ в классе (то есть, тех учеников, которые дома по каким-то причинам не подготовились: нет выхода в интернет, дн.ру, а на уроке «прослушал» домашнее задание, не было учащегося в школе и т.д.). Ведь есть учащиеся, которые и дома готовятся («на скору руку»), то есть не особо вникая в выполнение задания или не затрачивая время, естественно при этом я учитываю уровень подготовки, ответственности ученика при выполнении задания.

Очень важным, хотя и во многом спорным является вопрос о критериях оценки музыкально - практической деятельности учащихся. В начальной школе оценка успешности музыкального развития ребенка может носить лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально - слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных (музыкально «озвученных») сведений и знаний о музыке. Ни отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и очевидного эмоционального отклика на музыку, ни скудность речевых (вербальных) характеристик воспринимаемой и исполняемой музыки, ни нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно - двигательными проявлениями в процессе коллективного и индивидуального музицирования не могут служить поводом для отрицательной оценки действий учащегося на уроках музыки. Именно невозможность привести к «общему знаменателю» музыкальное развитие ребенка на начальном этапе массового музыкального образования, отсутствие у учителя возможности корректировать индивидуальный рост учащегося в условиях коллективных форм работы на уроке музыки вызывает необходимость бережного, внимательного отношения педагога к оценке детских опытов общения с музыкой. Поэтому критерии оценки музыкального развития учащихся младших классов носят лишь условный характер.

Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не сможет научить ребенка чему - либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей можно избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» и композитором, и музыкантом - исполнителем, и актером, и хореографом, и исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача учителя - раскрыть дар Божий каждому ребенку: замечательно рисовать, красиво петь, сочинять стихи, танец. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем не сравнимые чувства, проявить фантазию. Дети часто не знают, какие сокровища они в себе хранят. Задача учителя, приступившего к реализации ФГОС,- помочь раскрыть таланты и способности каждого ребенка, бережно и умело направляя его собственные усилия.

Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, при которой учитель мог бы наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы. Из практики известно, что если учет ведется от случая к случаю, результаты оставляют желать лучшего. И наоборот, систематический контроль побуждает обучающихся к регулярной работе. Проверка дает возможность активизировать мыслительную деятельность младших школьников. Контроль и учет знаний на уроке музыки должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать обучающихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю!

Полномочия учителя музыки ограничены, а если еще учесть переход на систему оценки «зачет», я думаю, что все наши добрые начинания в воспитании духовно-нравственной личности будут потеряны»! Школьники без особого энтузиазма будут посещать уроки…, хотя у педагога будет больше возможности дать информации по предмету «Музыка», отойдя от программы предмета.

Попытаемся вопреки всем, порой не от нас зависящим обстоятельствам, подарить детям радость от встречи и общения с музыкой!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее